Page 79 - Очерки истории культуры Урала
P. 79
Произведения пермского звериного стиля находили на местах
древних святилищ, погребений, в жертвенных комплексах и на
местах металлургических производств.
В металлической пластике чаще всего изображались хищные
(лоси, олени, медведи, пушные звери) и домашние (кони) живот-
ные, летящие птицы, на надгробных каменных плитах могильни-
ков находили изображения мужских фигур. Найденные женские
статуэтки, вероятнее всего связаны с культом женщины – храни-
тельницы домашнего очага; встречающиеся изображения женской
фигуры в окружении животных связывают с почитанием женщи-
ны – владычицы зверей.
Среди самых характерных мотивов пермского звериного стиля
ученые называют медведя и лося.
Образ медведя восходит к древним сказаниям. Так, народного
героя коми звали Кудым-Ош («ош» – медведь). По преданиями, он
научил коми добывать огонь, плавить металл, строить деревянные
удобные избы, пахать землю. Ему приписывали множество поло-
жительных качеств: могущество и ловкость, добродушие и спра-
ведливость, готовность в любую минуту защитить свой народ. С
медведем было связано и немало суеверий: медвежьи клыки слу-
жили амулетом охотникам, их считали целебными. Медвежье изо-
бражение служило предметом родовой принадлежности. В честь
медведя совершались особые празднества – «медвежьи праздни-
ки», в ходе которых шкуру убитого медведя вместе с головой и
лапами укладывали на специальный помост и совершали магиче-
ские ритуалы.
Изображение медведя в жертвенной позе – голова уложена ме-
жду лап – своеобразный символ пермского звериного стиля. К
примеру, на Гляденовском костище найдено девятнадцать фигурок
медведя в жертвенной позе, каждая из которых вписана в основа-
ние подковообразной бляшки, имеющей ушко для подвешивания.
Лось, подобно медведю, также почитался как тотемное живот-
ное многими племенами Урала. Лось – один из самых могучих и
красивых обителей тайги. В поверьях коренных народов с ним
связывались представления об окружающем мире: по одним из ко-
торых лось – хозяин всего живого на земле, по другим – в его об-
разе отражались космогонические представления древних (рога
лося сравнивались либо с мировым древом, либо с небесными све-
тилами, чаще всего с солнцем).
В коллекции Пермского краеведческого музея хранятся метал-
лические полые понизки с головой лося, плоские фигурки и бляхи
78