Page 84 - Очерки истории культуры Урала
P. 84
поток стрел, летящих с трех сторон. В случае крайней опасности,
если враг все же прорывался на улицу, каждый дом становился
крепостью, можно было воспользоваться внутренними лестница-
ми, выводящими на крышу, и стрелять уже оттуда. Укрепленное
поселение было центром сельскохозяйственной округи, преиму-
щественно скотоводческой, однако и по сей день особенно сверху,
хорошо видны поля, расположенные в речных поймах и орошае-
мые весенними водами. Археологи утверждают, что они могли бы
приносить урожай и сегодня.
Аркаим часто называют уральской Троей, и это обычно вос-
принимается как типичное журналистское преувеличение. Хотя
преувеличения по сути нет никакого. Стены гомеровской Трои не
выше аркаимских, да и сама она так же невелика, прогулочным
шагом ее можно обойти за 10–15 минут. Опять же своим обаянием
Троя многим обязана Гомеру, а Аркаим сам открывает себя перед
нами»28.
Что же такое Аркаим? Таинственный город или модель Все-
ленной? И почему внутреннее кольцо фортификационных соору-
жений (стена цитадели) явно приспособлено для астрономических
наблюдений? Может, прав один из исследователей, что Аркаим –
это суперобсерватория древних ариев, подобная той, что находит-
ся на знаменитой солсберийской равнине в Англии (Стоунхендж)?
В кого верили древние арии? Почему среди найденных фигу-
рок самой известной стала статуэтка «Человек, смотрящийся в не-
бо» и кто был тот «человек парящий», изображенный на другой
находке – шаман? колдун? На эти вопросы еще только предстоит
дать ответы.
Сейчас ясно лишь то, что открытия в «Стране городов» позво-
лили по-новому взглянуть на развитие индоиранских народов до
прихода их в Индию и Иран, и, возможно, обнаружить древнюю
прародину индоевропейцев. Историки и археологи обращаются к
древним священным книгам Востока – «Ригведе» и «Авесте», на-
ходя там подтверждение своему открытию. Древние индийские
гимны, записанные много позже происходивших событий, повест-
вуют о прародителе Йиме (или Яме), который из-за наступившего
похолодания увел ариев на юг. Как считает Г. Зданович, устная
традиция, легшая в основу священных книг, складывалась В Юж-
28 Никулина М. П. Аркаим // Древность Урала: Очерки истории Урала. Вып.2 –
Екатеринбург, 1996. – С.45–48.
83