Page 78 - Очерки истории культуры Урала
P. 78

20 см. Как отмечают исследователи, это одна из поздних антропо-
морфных скульптур Урала и Западной Сибири (I тыс. н. э.).

    На «лице» Малого Шигирского идола выступают нос и подбо-
родок, крупный рот сделан в виде желобка. Отличительной осо-
бенностью этой скульптуры является характер обработки поверх-
ности: вся голова идола покрыта узкими продольными желобками,
а вдоль шеи сделаны зарубки, по шесть с каждой стороны. Неко-
торые ученые предполагают, что таким образом древний мастер
попытался изобразить волосы и бороду.

    Открытия, сделанные на Шигирском торфянике, столь значи-
тельны, что позволили историкам выделить так называемую ши-
гирскую культуру, датируя ее концом II тыс. до н.э. Предметы ши-
гирской коллекции хранятся в Государственном Эрмитаже, в му-
зеях Парижа и Хельсинки. Но самые уникальные экспонаты – в
Свердловском областном краеведческом музее.

    Около трех тысяч лет назад жители Урала научились плавить
металл. Сначала из меди и бронзы изготовляли орудия труда. Осо-
бенностью древних орудий было то, что нередко украшали изо-
бражениями животных, что, вероятно, отражало верования народа.
Позднее, когда люди стали добывать железо, медь и бронзу стали
использовать больше для украшений, предметов религиозного
культа, бытовой утвари. В это время появилась мелкая бытовая и
религиозная миниатюра, выполненная в меди и бронзе.

    В конце XIX – начале ХХ в. начинается изучение бронзовой ху-
дожественной пластики, датируемой VII в. до н.э. – XII в. н.э. Сре-
ди обнаруженных на большой территории (от Камско-Вятского
бассейна до водораздела Енисея-Оби) культовых предметов явно
прослеживалось единство стиля, получившего название «пермский
звериный стиль».

    Изделия пермского звериного стиля выполнены из бронзы в
технике литья в жеских формах (в односторонней или двусторон-
ней формах, полое литье), резьбы по дереву и кости, выгравирова-
ны на металлических и костяных предметах. Как предполагал ис-
следователь древнего искусства народов Прикамья В. Оборин, ри-
сунок, вероятно, предварительно наносился контуром на поверх-
ность заготовки, а затем вырезалось само изображение. Лаконич-
ность, четкость линий, законченность композиции – все это фор-
мировало художественный образ фигур пермского звериного стиля.

                                                 77
   73   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83