Page 80 - Очерки истории культуры Урала
P. 80

с изображением животного. Иногда фигура лося встречается в со-
четании с другими животными или с фантастическим ящером. Ха-
рактерно для пермского звериного стиля сочетание фигур живот-
ных и человека с отдельными элементами – головами, крыльями –
особенно часто встречается в изображении человеколосей. У се-
верных народов сохранились легенды о Мяндаше – божестве, спо-
собном превращаться и в лося, и в человека.

    Как пишет В. Оборин, «большинство фигурок человеколосей
(в Прикамье их найдено около двухсот) представляют собой удли-
ненные прорезные бляшки, в центре которых изображена челове-
ческая фигурка, завершающаяся головой лося или имеющая чело-
веческую голову, а выше ее – голову лося. Фигурка стоит на голо-
ве или спине фантастического, похожего на ящера, животного с
разинутой пастью и длинными клыками. Вероятнее всего, это изо-
бражения «хозяина подземного царства». Народы Северного Ура-
ла связывали находки костей мамонта, особенно его черепов с
бивнями, с таким сверхъестественным существом»26.

    Такая трехъярусная композиция рядом ученых трактуется как
воплощение космогонических представлений древних людей.
Верхний ярус (голова лося) ассоциируется с верхним миром (его
еще называют «миром небесной лосихи»); средний ярус – с миром
человека (неслучайны здесь изображения семьи, вождя, шамана) и
окружающих его зверей. Нижний ярус – там, где присутствует
изображение ящера – это нижний мир.

    Еще один часто встречающийся мотив пермского звериного
стиля – изображения птиц. Птиц древний человек рассматривал
как своеобразных посредников между миром живых и миром
мертвых. Именно они уносили души умерших в царство мрака.
Чаще всего прототипами образов птиц служили орел и сова.

    Немало легенд у коренных народов связано с водоплавающими
птицами (уткой, гусем, лебедем). Не случайно изображения птиц
использовались в религиозных обрядах, в форме птиц изготовляли
ритуальные сосуды, каменные и металлические фигурки служили
амулетами и были составной частью одеяний шамана.

    К произведениям пермского звериного стиля относят украше-
ния и принадлежности костюма, найденные в Зауралье и Западной
Сибири. Они выполнены в зооморфной манере: в изображениях
сочетаются образы медведей в жертвенной позе с фигурами зайцев

26 Оборин В. А. Древнее искусство Прикамья. – Пермь, 1976. – С. 29.
                                                 79
   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85