Page 74 - Очерки истории культуры Урала
P. 74
та входа превышала 14 м, протяженность пещеры более 2 км. В
четырех залах пещеры обнаружено более 50 изображений различ-
ных размеров (от 6 см до 1,06 м), выполненных охрой нескольких
оттенков. Рисунки лошадей, мамонтов, бизона, носорога выполне-
ны в силуэтной манере, иногда с заливкой фона. Как считал
О. Бадер, среди мамонтов есть и взрослые, и детеныши. Лошади
похожи на лошадь Пржевальского. Сохранились изображения и
цвет красок благодаря своеобразной консервации под сплошным
слоем известкового натека.
Особый интерес вызвали у ученых изображения мамонтов. От
того, когда они были нарисованы древним человеком, во многом
зависела датировка открытия. Как предположил О. Бадер (и это
нашло свое подтверждение впоследствии), животные были нари-
сованы тогда, когда древний человек мог их наблюдать воочию.
На стенах Каповой пещеры найдены изображения взрослого жи-
вотного и мамонтенка. Мамонт в те времена был самым сильным
животным, воссоздание его облика – еще и возможность для древ-
него человека «овладеть его духом», чтобы потом победить в ре-
альной встрече.
Кроме изображений животных были найдены символические
знаки – геометрические фигуры (трапеции, прямоугольники, тре-
угольники). В ходе исследований культурного слоя были обнару-
жены мелкие угольки, кусочки охры, украшения, различные ору-
дия (всего коллекция составляет 201 предмет).
Возникает естественный вопрос: зачем первобытным людям
было нужно создавать свои рисунки в самых, казалось бы, непри-
способленных для этого местах? Ответ необходимо искать в самом
характере первобытной культуры, в которой в нерасчлененном
единстве находились религиозные верования, представления об
окружающем мире и способы его воссоздания в формах искусства.
При сопоставлении Шульган-Таш с известными к тому времени
пещерами эпохи палеолита исследователи пришли к выводу, о
том, что на Урале открыли святилище древнего человека.
Ритуалы, составной частью которых могла быть и роспись, бы-
ли, вероятнее всего, связаны с так называемой охотничьей магией.
Кроме того была выдвинута гипотеза, что в древних святилищах-
пещерах проходили обряды инициации (посвящения юношей в
полноправные члены племени).
Как бы то ни было, наличие таких уникальных памятников на
Урале имеет всемирное значение. Как писал О. Бадер, «это откры-
тие доказало, что древнее население не только Западной Европы,
73