Page 334 - Очерки истории культуры Урала
P. 334
***
Деятельность бригад столичных художников сворачивается ко
второй половине 1930-х гг., но остается созданный ими образ ин-
дустриального сталинского Урала. Так, часть картин выставки
«Урало-Кузбасс в живописи» стала основой для создания Челя-
бинской картинной галереи, открывшейся в 1940 г. Созданные в
эти годы работы пополнили картинные галереи Свердловска, Пер-
ми и других уральских городов.
Можно сказать, что искусство советского Урала рождается в
1930-е годы как результат «культурного скачка», нарушившего
естественный ход постепенной эволюции художественной культу-
ры края. Это новое искусство возникает и начинает развиваться в
жестких рамках, по существу, в качестве некоего Проекта, беру-
щего свое начало от этих бесчисленных «изображений труда»
1930-х гг. Проект представлял собой не развивающийся по своим
внутренним закономерностям художественный процесс, опираю-
щийся на свободное творчество художников. Стиль, тематика,
жанры, образы произведений искусства советского Урала с этой
поры будет определяться изначально заданной программой. Для
региона, который еще только искал путей и способов выразить се-
бя, искал выхода культуротворческим силам (а Урал относился
именно к таким регионам), новая советская культура стала единст-
венно возможной формой самореализации.
Глава 3. Одна на всех Победа
Война с фашистской Германией стала для всей страны тяже-
лейшим испытанием. Уральской промышленности пришлось в не-
мыслимые сроки самой перестраиваться на военный лад и прини-
мать сотни эвакуируемых предприятий. Свыше 830 промышлен-
ных предприятий, более двух миллионов человек было эвакуиро-
вано на Урал. В годы войны Урал производил до 40 % всей про-
дукции военной промышленности страны.
Привычно повторяя фразу о том, что «Урал взвалил на свои
могучие плечи» заботу о снабжении фронта, не следует забывать,
что на многих уральских предприятиях женщины и подростки со-
ставляли большую часть занятых на производстве.
333