Page 294 - Очерки истории культуры Урала
P. 294

неимоверного напряжения сил. Если обратиться к фотодокумен-
там того времени, то можно увидеть, как начиналось строительст-
во (см.: альбом фотодокументов «Первый год Магнитки», Госу-
дарственный архив Свердловской области, регистрационный но-
мер А-320). В недостроенных бараках и вагонах живут люди, во-
лею судеб оказавшиеся на строительстве. На фотографиях видно,
как работают в столярной мастерской или на укладке рельсов, как
борются с малярией, как теснятся в столовой, как отдыхают после
работы землекопы, как слушают объявление об очередном госу-
дарственном займе. Вглядываясь в лица рабочих и инженеров, по-
нимаешь, что для них стройка – это повседневность, в которой на-
ряду с работой – празднование годовщины Октября или пуск пер-
вой железнодорожной ветки. Безусловно, чтобы создать ощущение
напряжения, соответствующего накалу индустриального строи-
тельства, необходимы были не столько фотодокументы, сколько
поэтизация реальности.

    Строительство Магнитогорского металлургического комбината
привлекало художников. Они работали на строительстве Магнит-
ки, делали репортажные зарисовки стройки и портреты людей.
Уже с 1931 г. на Магнитке регулярно организуются художествен-
ные выставки. Одной из первых персональных выставок можно
считать выставку молодого художника Николая Аввакумова, от-
крытую в октябре 1930 г. в клубе пятого строительного участка.

    Николай Михайлович Аввакумов (1908–1945) родился в Асбе-
сте. В 1929 г. окончил Пермский художественно-педагогический
техникум, переехал в Свердловск и начал работать в областной
пионерской газете «Восходы коммуны». В 1930 г. отправился на
строительство Магнитки. Он сделал большое количество рисун-
ков, запечатлевших строительство гиганта индустрии. 12 января
1932 г. «Комсомольская правда» посвятила работам Н. Аввакумо-
ва целую страницу. Как вспоминали сотрудники газеты, когда они
впервые увидели рисунки молодого художника, перед ними
«предстала сама мощь индустрии», «ее огнедышащее сердце».

    Происходящее с Уралом в 1930-е гг. можно назвать его «вто-
ричной индустриализацией». Она сопровождалась новой колони-
зацией края, созданием широкой сети новых городов. За две пяти-
летки население Среднего Урала увеличилось более чем на поло-
вину. Традиционные «демидовские гнезда» оказались затоплены
нахлынувшей разношерстной людской массой, маргиналами. Это
повлекло за собой разрушение прежнего уклада жизни и культуры
уральского труда. На глазах менялся сам тип уральского рабочего-

                                                293
   289   290   291   292   293   294   295   296   297   298   299