Page 138 - Очерки истории культуры Урала
P. 138
XVII–XVIII вв. в быту для хранения различных жидкостей. Ломо-
носов приобрел четвертину и приспособил ее для опытов (извест-
но, что многие приборы ученый изготовлял сам).
Оставалось выяснить, где и кем была изготовлена «четверти-
на». Надпись «Сибирь» указывала на демидовские заводы. Самым
известным в 40-е гг. XVIII в. был Суксунский. Буквы «МФК» –
именное клеймо автора. Как выяснили историки, это именное
клеймо мастера Федота Киселева, с 1745 г. состоявшего «при деле
медной посуды». Были обнаружены и другие изделия мастера –
кувшин, кофейник, чайник, кружку – все они изящной формы и
украшены стилизованным орнаментом, который, впрочем, не по-
вторяется в точности ни на одном из известных изделий.
Как свидетельствуют историки, лучше всех из заводчиков уда-
лось поставить «медное дело» А. Турчанинову (1701–1787) на
Троицком заводе, основанном в 1734 г. Академик П. Паллас писал,
что он «первый в России к удивлению всех иностранцев привел
почти до совершенства» меднопосудное дело. В 1740-е гг. отладив
производство «разными цветными видами испещренной» посуды,
заводчик добился этим признания и славы себе. Вещи, созданные в
середине XVIII в. до сегодняшнего дня вызывают восторг и вос-
хищение своей неординарностью, вычурностью форм, хитроум-
ным сплетением орнамента, применяемой росписью.
В фондах Свердловского, Пермского, Егорьевского музеев
хранятся расписные латунные подносы, чайники, самовары, изго-
товленные на демидовских и турчаниновских заводах.
…До сих идет спор между Тулой и Уралом, чьи самовары бы-
ли более знамениты. Как бы он ни разрешился, качество изделий
из меди, в том числе и самоваров, искусная работа, с которой они
были сделаны, говорят сами за себя. В коллекциях уральских му-
зеев можно увидеть самовары самых причудливых форм: «само-
вары-рюмки», «банки», «репки», один напоминает детскую иг-
рушку-волчок, другой – греческий сосуд-кратер. Декорировали
самовары уральские мастера по-особому: ручки, краны, конфор-
ки, отдушины делали фигурными, а по «телу самовара» наносили
декоративную насечку или орнамент в виде поясков и крупных
завитков.
В фондах Пермского краеведческого музея находится один из
сохранившихся уличных фонарей, сделанных в свое время для Со-
ликамска. Светильники изготовлялись не только для городских
137