Page 134 - Очерки истории культуры Урала
P. 134
ственной среды являлась выражением органической изначальной
цельности мира. «Малая форма, небольшая вещица, орнаменталь-
ный мотив на прялке или вышитом полотенце несет монументаль-
ность большой формы-избы, корабля, храма, чувство космоса»54.
Особенности уральских народных промыслов, сформировав-
шихся в недрах горнозаводской культуры, определялись значи-
тельностью роли творческой индивидуальности, важностью, кото-
рую приобретал поиск собственных выразительных средств и ху-
дожественной новизны, взаимодействием с технологиями про-
мышленного производства, особенностями социального бытова-
ния как самих производителей, так и потребителей их продукции,
среди которых были люди разных слоев общества (от крестьян и
горнозаводских рабочих до императорского двора).
В одном из сказов Бажов рисует способ организации труда во
времена активного бытования промыслов: «Случалось и так, что в
одной избе у печки ножи да вилки в узор разделывают, у окошка
камень точат да шлифуют, а под полатями рогожи ткут»55. Здесь
подчеркивается особый характер труда не только кустарей-
одиночек, но и фабрично-заводских рабочих того времени: прими-
тивность технологии производства, основанной преимущественно
на ручном труде, ставила качество продукта в зависимость от опы-
та и индивидуальности мастера. Это порождало соревнователь-
ность и конкуренцию в среде мастеровых, профессиональные тай-
ны хранились в секрете и передавались в семейных династиях ли-
тейщиков, кузнецов, камнерезов из поколения в поколение. Не
случайно такое место в сознании уральцев занимает образ Масте-
ра, стремящегося познать Тайну (каменного цветка? творчества?
самой жизни?).
Если считать все это несущественным, тогда даже не возникает
вопрос (он выглядел бы слишком неправдоподобным): как в
XVIII–XIX вв. уральские мастеровые, кустари, ремесленники мог-
ли на протяжении одного поколения подниматься в своем творче-
стве от знакомства с данной деятельностью и ученичества до мас-
сового производства признанных шедевров мирового искусства,
как могли они быстро перестраиваться, переходя от одного вида
54 Там же. – С.31.
55 Бажов П. П. Живинка в деле // Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. – Сверд-
ловск, 1973. – С. 432.
133