Page 133 - Очерки истории культуры Урала
P. 133
талантливости духовной. Индивидуальная ее окраска не противо-
речит причастности к целому, что составляет мировоззрение на-
родного мастера, определяет его культурную роль как творческой
личности»52.
Произведения уральского промышленного искусства, при всем
разнообразии характера и форм бытования промыслов, отличает
тесная связь с бытом, с практическим потребностями самой жизни.
Однако при этом отсутствует узко утилитарное отношение к соз-
даваемым вещам. Такой тип отношений характерен для традици-
онной народной культуры. Ремесленник допетровского времени
входил в духовный контакт со своим изделием. Вещь была неот-
делима от образа, который она несла, и это наделяло ее символи-
ческим смыслом. Процесс изготовления любого предмета в древ-
нерусской культурной традиции выступал в качестве не только
практического, но и духовного освоения окружающего мира.
Смысл и основное содержание этого искусства не сводятся только
к производству украшенных предметов. Процесс изготовления
любого предмета в этой культуре выступает в качестве не только
практического, но и духовного освоения окружающего мира.
Творчество в его высшем выражении являлось искусством жизне-
устроения.
Народное искусство во все времена – это продолжающееся
творение мира. Поэтому каждое произведение одновременно есть
утверждение мира в целом и самоутверждение человека как члена
рода-коллектива. Мир народной культуры – это целый космос: он
включает в себя все элементы жизни, что обусловливает высокий
образный строй произведений народного творчества. «Христиан-
ский храм воспринимался гармонизированным космосом, сельская
деревянная церковь – домом-избой, изба – храмом, а то и другое –
в храме Вселенной. Эта связь определена отношением к миру, где
все живет в единстве и взаимосвязи с мирозданием, подчиняясь
круговороту времени»53.
Человек, созданный по подобию Божьему, ощущал себя обла-
дающим всей полнотой бытия, жил с сознанием того, что он явля-
ется активным проводником творения мира. Существование дей-
ствительности требовало его постоянных духовных усилий.
Ансамблевость окружающей человека предметно-простран-
52 Там же. – С. 329.
53 Там же. – С.58.
132