Page 132 - Очерки истории культуры Урала
P. 132
4. Народное искусство ориентировано на национальную тради-
цию: оно наследует и воспроизводит образы (точнее – единый
образ мира), выработанные в коллективном художественном
опыте. В преемственности выражается главная идея, заложен-
ная в народной культуре, – преодоление смерти жизнью. Про-
фессиональное искусство стремиться к оригинальности, лично-
стному взгляду на мир.
5. В то же время народное искусство всечеловечно, его язык уни-
версален и потому может быть понятен разным народам в раз-
ные исторические эпохи. Основой народного миропонимания,
воплотившегося в искусстве становится отношение вечного и
вселенского к временному, конечному.
Среди признаков, отличающих народное искусство, выделим
также его рукотворный характер, тесную связь с повседневной
жизнью, но при этом предметный мир всегда был «сферой выра-
жения и развития духовной культуры народа»51.
Особое место в народной культуре играет Мастер – особая
творческая личность, духовно связанная со своим народом, с куль-
турой и природой края, где он живет. Он является носителем тра-
диции и коллективного духовного опыта.
О том, какое место занимает мастер в народной культуре, пи-
шет М. Некрасова: «Поскольку в понятие «культура» входит все
то, что устоялось во времени, ценности непреходящего, то носите-
лями их чаще всего являются представители старших поколений,
люди известные. <…> Те мастера, которые способны синтезиро-
вать в своей деятельности опыт коллектива. <…> Ценилась родо-
вая преемственность мастерства. Произведениями мастера опреде-
лялся уровень школы. В такое понятие мастера <…> входили не
только его мастерство, но и высокие качества личности уважаемо-
го всеми человека. В народных представлениях с мастерством свя-
зывались мудрость, опыт. Нравственный критерий был неотделим
от понятия «народный мастер» как личности созидательной, несу-
щей мир поэтического. <…>
Что же это за личность? Ее прежде всего выделяют историче-
ское сознание, забота о сохранении ценностей прошлого и переда-
чи их в будущее, нравственная оценка действительности. Такое
сознание творит образ особого видения мира.<…> Нередко народ-
ного мастера наделяют чертами особого, необычного человека,
порой он славится как чудак. И все это грани народного таланта,
51 Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983. – С. 66.
131