Page 131 - Очерки истории культуры Урала
P. 131

3.2. Уральские промыслы
    Народное и профессиональное искусство
    Еще со времен Петра I одним из магистральных направлений
изменений в культуре России в целом оставалось стремление
высшего правящего слоя и дворянства опереться на авторитет за-
падноевропейского политического, экономического и социального
опыта. В российской действительности сложились фактически два
культурных слоя, которые сосуществовали параллельно, редко пе-
ресекаясь между собой. Правящий слой шаг за шагом отказывался
от многих ценностей народной культуры, национальных обычаев и
идеалов, заменяя их представлениями и понятиями, заимствован-
ными из-за рубежа. Со своей стороны русские крестьяне смотрели
на своих господ как на иностранцев, чужих по культуре, воспита-
нию, языку.
    Достаточно длительный период народное искусство не призна-
валось как самостоятельная ценность, а рассматривалось как «пе-
режиток прошлого». Поводом для такого подхода были и древ-
ность истоков, форм и мотивов народного искусства, и его тесная
связь с национальной традицией.
    В отличие от народного, профессиональное искусство связыва-
ется не только с национальной традицией, но осваивает все пласты
мировой культуры. Если народное искусство называют прошлым,
отражающемся в настоящем, то профессиональное искусство – это
всегда настоящее, даже если оно обращается к прошлому. Сравне-
ние народного и профессионального искусства позволяет нам оп-
ределить тип художественного творчества, бытовавший на Урале и
тем самым осознать его ценность.
1. В народном искусстве индивидуальный художник растворяет
    свое субъективное восприятие в общем. Он является прежде
    всего представителем «рода». В профессиональном искусстве
    художник ищет выражение собственного понимания мира, и
    уже через свое индивидуальное находит общее.
2. В народном искусстве индивидуальный мастер выражает себя
    через школу, к которой он принадлежит. В профессиональном
    искусстве, напротив, художник стремится к индивидуальному
    самопроявлению, противопоставляя себя школе.
3. Канон является ключевым понятием в народном искусстве. В
    творчестве профессионального художника ценится прежде все-
    го преодоление канона, индивидуальный поиск.

                                                130
   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135   136