Page 18 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 18
Негативный резонанс в обществе вызывает деятельность разного рода то-
талитарных религиозных организаций, некоторых последователей неоязычества,
оккультизма, сатанизма и других группировок, которые не всегда афишируют и
раскрывают свою деятельность. Известно, что в находящихся под их влиянием
общинах насаждается религиозный фанатизм, совершаются изуверские обряды,
акты вандализма, наносится ущерб нравственному, психическому и физическо-
му здоровью их членов.
В религиозном экстремизме выделяется восемь основных идеологических
элементов, приводящих, при одновременном и систематическом их использова-
нии применительно к личности, к катастрофическому изменению сознания:
контроль окружающей обстановки (среды) – жесткое структурирование
окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго
контролируется;
мистическое манипулирование – использование запланированной или
подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей
смысла, выгодного манипуляторам;
требование чистоты – резкое деление мира на «чистый» и «нечистый»,
«хороший» и «плохой» (при этом религиозная экстремистская организация яв-
ляется «хорошей» и «чистой», а все остальное – «плохим» и «грязным»);
культ исповеди – требование непрерывной исповеди и интимных при-
знаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины;
«святая наука» – объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной
истиной (любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине,
считается ложной);
нагруженный язык – создание специального клишированного словаря
внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоя-
тельного и критического мышления;
доктрина выше личности – доктрина более реальна и истинна, чем лич-
ность и ее индивидуальный опыт;
разделение существования – члены группы имеют право на жизнь и су-
ществование, остальные – нет.
Сторонники экстремистской идеологии могут быть настолько одержимы
сознанием правоты и законности предъявляемых ими требований, что вольно
или невольно подгоняют многообразие жизненных ситуаций и процессов к ви-
дению мира через призму этой идеологии. Исторические прецеденты достиже-
ния целей непопулярными средствами позволяют лидерам экстремизма созда-
вать аналогичные прецеденты, надеясь, что история их оправдает. Основой
идеологии религиозного экстремизма является религиозный фанатизм который
превращается в экстремизм тогда, когда нет никаких иных «удерживающих»
форм идентификации: национальных, гражданских, родовых, имущественных,
клановых, корпоративных.
Экологический экстремизм – противоправные действия защитников
природы, направленные против безразличия государства и общества к экологи-
17