Page 135 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 135

борьбы с игом. События, которые описаны в исторических пес-
нях – драматичные эпизоды русской истории. Действие былин
происходит во времена Киевской Руси. Ученые-фольклористы
разделяют русские былины на циклы: о полумифических героях
до эпохи князя Владимира, о так называемых старших богаты-
рях  – Святогоре, Волхве Всеславьевиче, Микуле Селяниновиче;
киевский, или владимирский цикл (былины об Илье Муромце,
Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче); новгородский, персо-
нажами которого были удалые купцы, князья, гусляры (Садко,
Вольга, Микула, Василий Буслаев).

   Со второй половины XVI в. складывались исторические песни
об Иване Грозном и событиях, с ним связанных (исторические
песни о взятии Казани). С этого времени персонажами песен ста-
новятся выдающиеся люди, с которыми связаны драматически-
еи трагические страницы русской истории – царевич Димитрий
Угличский, самозванец Гришка Отрепьев, герои ополчения Козь-
ма Минин и князь Пожарский.

   Энергичный царь-преобразователь Петр I тоже был героем
исторических песен. События петровского времени как будто
оживили в народной памяти прошлые времена: взятие Азова на-
поминает покорение Казани, расправа со стрельцами – знакомую
песню о том, как «Грозный царь Иван Васильевич выводил изме-
ну на Москве», преданное войско плачет по умершему царю. Счи-
тается, что после смерти Петра I «умолкает навсегда и настоящая
былевая песня».

   Особое место среди исторических занимают казацкие песни,
возникшие параллельно со «старинами» московско-петровского
цикла и воспевающие героев казачества: Ермака, Стеньку Разина
и других. Судьба этих героев тесно связана с историей Москов-
ского государства и исторические песни, им посвященные, вы-
ступают как необходимое дополнение к «общей картине былевой
Москвы». Со временем герои мельчают, а исторические песни
превращаются в разбойничьи или удалые.

   Былины и исторические песни сохранялись в устной тради-
ции, их запоминали, что называется «с голоса». И только в XVII в.
сибирским казаком Киршею Даниловым были записаны были-
ны, все еще хранившиеся в народной памяти. Опубликованы они

                                                                              133
   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140