Page 138 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 138
Темами военно-походных песен были расставание с родным
домом, тоска казака по родной стороне, по близким, раздумья ра-
неного казака перед смертью, обращение к коню, чтобы он пере-
дал родным отцу-матери привет. В песнях точно передается пси-
хологическое состояние героев: жена провожает мужа на службу,
печально смотрит ему вслед – и вдруг понимает, что уже не вер-
нется ее суженый назад; мать просыпается среди ночи от дурного
предчувствия и молится о сыне, еще не зная, что он погиб. Есть
песни, в которых описывается походный быт, рассказывается о
случайностях, подстерегающих казака на каждом шагу нелегкой
службы.
Трагические мотивы не исчерпывают всего разнообразия со-
держания казачьих песен.
В песнях запечатлены мужество и доблесть, готовность защи-
щать Отчизну, гордость за принадлежность к казачьему сосло-
вию. В бою казак надеется на свое умение воина, на поддержку
товарищей да на доброго коня.
Вообще, образ коня – один из ведущих в казачьих песнях.
В народной памяти хранилась и передавалась из поколения в по-
коление старинная песня-былина о споре коня с соколом. Поэти-
ческий образ коня обусловлен тем значением, которое он имел и
в хозяйственной, и в военной жизни. Только на коня мог уповать
казак в далеком походе, с ним он разделял тяготы службы.
Чувства человека, его переживания и надежды, радость и пе-
чаль составляют содержание лирических песен. Они были ли-
рическими любовными и плясовыми, шуточными или сатири-
ческими. Песни попадали на Урал разными путями: одни из них
хранились и передавались из поколения в поколение переселен-
цами из различных областей, другие привозили казаки, возвра-
щаясь домой из далеких походов, – все они получали местную
окраску и выражение. Лирический герой песен – казак или ка-
зачка. Песни рассказывают об их взаимоотношениях, о любви, о
семье, о быте.
Песенный строй и ритм связывались с условиями исполнения:
строевые пехотные пелись «под шаг», кавалерийские – под ход
коня, лирические – в хороводе. Песни исполняли хором. Испол-
нение напоминало задушевную беседу, где каждый высказывает
136