Page 130 - История, культура и быт Оренбургского казачьего войска
P. 130
общиться к ценностям культуры. Можно говорить о религиозных
и семейно-бытовых обрядах. Религиозные обряды представляют
собой систему закрепленных действий, в основе которых лежат
религиозные представления. В христианстве особую значимость
приобретают ритуалы, установленные Иисусом Христом, их на-
зывают таинствами: крещение, миропомазание, причащение, по-
каяние, священство, брак, елеосвящение (соборование). Каждое
таинство сообщает человеку особый дар благодати: прощение
грехов, возрождение к жизни во Христе, исцеление недугов.
Рождение ребенка – самое важное событие в жизни семьи –
приход человека в мир: «Дети – благодать Божья». Родины – си-
стема ритуальных действий, проводившихся во время родов и в
первые месяцы жизни ребенка. Родильные обряды основывались
на древних мифологических представлениях о новорожденном
как существе, находящемся на границе миров, и сочетались с
практическим опытом и медицинскими знаниями, передаваемы-
ми из поколения в поколение. Главной задачей было – принять
ребенка в «наш» мир и защитить его от нечистой силы. Для этого
проводились обряды, направленные на то, чтобы ребенок рос
сильным и крепким, и обряды принятия новорожденного в пра-
вославную общину.
Когда в семье рождался мальчик, отец извещал об этом всех
жителей поселка или станицы выстрелами. Это был знак того,
что родился будущий воин, защитник Родины, стрельба в воздух
во время рождения сына также и отгоняла от него злых духов.
Затем младенца благословляли иконой святого Георгия Победо-
носца – покровителя всего русского воинства и Оренбургского
казачьего войска.
Крещение – это одно из важнейших христианских таинств,
в котором верующий при троекратном погружении тела в воду,
с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для
жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в
жизнь духовную, святую.
Крестины – это обряд, центральной частью которого являет-
ся таинство крещения. Главными действующими лицами обря-
да, помимо священника и новорожденного, были восприемники:
крестный отец и крестная мать, которые вводили новорожденно-
128