Page 23 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 23
Конституция Российской Федерации – не документ сферы образования, но
содержит внутри огромный педагогический потенциал, так как обращен к
правам и свободам человека, определяет его обязанности по отношению к
государству, культурным и историческим ценностям, природе. Професси-
онал-педагог непременно будет увязывать цели своей педагогической дея-
тельности с воспитанием гражданина и патриота России.
1.2.1. Документы федерального уровня
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-
сованием 12 декабря 1993 г.). В преамбуле документа подчеркивается
общность судьбы народов России, стремление многонационального народа
Российской Федерации к утверждению прав и свобод человека, граждан-
скому миру и согласию, сохранению исторически сложившегося государ-
ственного единства, принятие общепризнанных принципов равноправия и
самоопределения народов, уважение к памяти предков, передавших нам
любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, убежден-
ность в возрождении суверенной государственности России, утверждается
незыблемость ее демократической основы, стремление к обеспечению бла-
гополучия и процветания России, ответственность за свою Родину перед
нынешним и будущими поколениями.
В ст. 44 (п. 2) подчеркивается право каждого на участие в
культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к
культурным ценностям, (п. 3) обязанность гражданина заботиться о
сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники
истории и культуры. В ст. 58 говорится об обязанности каждого
гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам.
Возможные формы педагогического проектирования для
актуализации основных постулатов документа:
кружок юных конституционалистов11;
Конституция образовательного учреждения с детальной
проработкой прав и обязанностей субъектов образовательного процесса:
педагогов, обучающихся, родителей;
классный час на тему «Основной закон страны: мои права и
обязанности»;
11 Идея таковых принадлежит канд. философских наук, руководителю Школы политософии
«Достоинство». Г. Э. Бурбулису.
21