Page 26 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 26
памяти», «Бессмертный полк», «Пост № 1» и многие другие (см. подроб-
нее разделы 1.3; 4). При их организации необходимо помнить следующее:
с учётом того, что в течение года в образовательных учреждениях
проходят игры «Зарница» и «Орлёнок», уроки Мужества, смотры строя и
песни, фестивали солдатской песни и т. д., военная тематика зачастую вы-
зывает отторжение у обучающихся;
как «кампанейщина», так и одноразовое обращение к истории
Великой Отечественной войны не может иметь необходимого воспита-
тельного эффекта;
только участие самих детей в организации и проведении различ-
ного рода публичных действий может быть гарантией того, что они пой-
мут, ради чего это делается;
важно понимать, что консервативные ритуалы публичного
«вспоминания» больше удовлетворяют запросам старших поколений, свя-
занных с коммеморируемым событием личной памятью, а молодые люди
нуждаются в культурных репрезентациях, позволяющих устанавливать
эмоциональные связи с прошлым, то есть дающих возможность не просто
увидеть и вспомнить что-то знакомое, а почувствовать, понять и пережить
незнакомое как собственное, личностно значимое;
участие детей в мероприятиях воспитательного плана должно
быть максимально добровольным, иначе цели запланированного действия
не будут достигнуты;
финальной точкой организованного действия должна быть ре-
флексия по поводу увиденного, услышанного, сделанного; в противном
случае неудовлетворённость чем-либо в дальнейшем приведёт к неприя-
тию, отторжению, негативному отношению к коммеморативным практи-
кам как таковым.
Особое место в процессе сохранения исторической памяти о Вели-
кой Отечественной войне играют «места памяти» – места боевой славы и
связанные с ними мемориалы, музеи, культовые здания. Можно вспом-
нить, что в советское время существовала система, при которой большин-
ство школьников страны имели возможность быть участниками всесоюз-
ной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – СССР», в рамках
которой развивалось направление «Никто не забыт, ничто не забыто».
Участники экспедиции посещали историко-экскурсионные объекты обла-
сти, края, страны, «вживую» видели города-герои, испытывали чувство
невероятной скорби при посещении Мамаева кургана в Волгограде или
Пискарёвского кладбища в Ленинграде, то есть на эмоциональном уровне
чувствовали глубокую связь с предками. Огромные сложности и чрезмер-
24