Page 204 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 204

ких солдат и благородном вермахте, все преступные злодеяния связыва-
лись исключительно со злой волей фюрера. В 1995 г. немецкую обще-
ственность повергла в шок выставка «Преступления вермахта. 1941–
1944», подготовленная Гамбургским институтом социальной истории. На
ней впервые экспонировались фотографии, большая часть которых была
снята солдатами вермахта на оккупированных территориях СССР: немец-
кие солдаты с улыбками фотографировались на фоне повешенных и уби-
тых партизан, красноармейцев, коммунистов, мирных жителей492. В Ин-
тернете можно найти сотни таких фото, которые немецкие солдаты носили
в карманах своих мундиров.

       Задание. Посмотреть такие фото в интернете и ответить на во-
просы:

        Можно ли говорить о том, что в годы войны человеческая жизнь
обесценивается?

        Может ли человек с нормальной психикой фотографироваться на
фоне мертвых тел?

        Объясняется ли такое поведение немецких солдат их представле-
нием о неполноценности людей («унтерменшен»), уничтожение которых –
благородная цель?

       Этап 5. Просмотр и обсуждение фильма «Обыкновенный фашизм»
(Михаил Ромм, 1965)

       Вопросы для обсуждения:
        Какие примеры практической реализации идеологии национал-
социализма можно увидеть в этом фильме?
        Какая участь ожидала большую часть населения СССР в случае
завоевания страны фашистской Германией?
        Какими способами уничтожались представители «неполноцен-
ных» народов?
        Хотели бы вы испытать участь рабов?
        Кто из ваших предков дожил бы до сегодняшнего дня и пил бы
баварское пиво, если бы фашистская Германия победила?

492 Кудряшов С. Цивилизованные изверги // Родина. – 2002. – № 6. – С. 72.

                                              202
   199   200   201   202   203   204   205   206   207   208   209