Page 207 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 207

Адольф Гитлер (сентябрь 1941 г.): «Ядовитое гнездо Петербург, из
которого так и бьёт ключом яд в Балтийское море, должен исчезнуть с ли-
ца земли. Город уже блокирован; теперь остаётся только обстреливать его
артиллерией и бомбить, пока водопровод, центры энергии и всё, что необ-
ходимо для жизнедеятельности населения, не будут уничтожены»501.

       Секретная директива Верховного германского командования (7 ок-
тября 1941 г.): «…капитуляция Ленинграда… не должна быть принята да-
же в том случае, если она была бы предложена противником…»502.

       Этап 3. Отношение к подвигу ленинградцев. Отвечаем на вопрос:
почему лондонское радио так высоко оценило защитников Ленинграда?

       Лондонское радио (1945 г.): «Защитники Ленинграда вписали самую
замечательную страницу в историю мировой войны, ибо они больше, чем
кто бы то ни было, помогли грядущей окончательной победе над Германи-
ей»503.

       Этап 4. Анализируем мнение петербургского историка Е.Н. Яковле-
ва. Отвечаем на вопрос: какие последствия для войны в целом имела бы
сдача Ленинграда?

       Историк Е. Яковлев: «Разве можно, обсуждая эти вопросы, хотя бы с
чисто гуманистических, а не военных позиций, абстрагироваться от мыс-
ли: а что случилось бы, если бы Ленинград был сдан врагу? Сдача Ленин-
града повлекла бы самые серьёзные последствия для исхода войны в це-
лом, а значит, и для всей страны. Разве не ясно, что падение Ленинграда
означало бы выключение из ресурсов воюющей страны огромного про-
мышленного потенциала, сохраняющегося в Ленинграде, гибель Балтий-
ского флота, гибель или пленение миллионной армии, стоявшей под сте-
нами города? Разве не ясно, с другой стороны, что соединение вермахта с
финской армией и полное высвобождение гитлеровских войск, осаждав-
ших Ленинград, означало бы вместо срыва заглавного пункта гитлеров-
ского плана молниеносной войны содействие успешному выполнению
этого плана? Нетрудно себе представить, чем закончилась бы оборона
Москвы в декабре 1941 года, если бы к фашистским дивизиям, вступив-

501 Исаев А. В., Драпкин А. В. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. – С. 285.
502 История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 2 /
М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.; под ред. А. В. Торкунуова. – М. :
Просвещение, 2016. – С. 23.
503 Веселов А. П. Борьба с голодом в блокадном Ленинграде. – С. 162.

                                              205
   202   203   204   205   206   207   208   209   210   211   212