Page 200 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 200

3.5. «В споре рождается истина». Дискуссионное поле истории
   Великой Отечественной войны: развитие навыков аргументации

                                                              За правое дело стой смело!

                                                                                   Русская поговорка

       Великая Отечественная война – одна из самых трагичных и одно-
временно героических страниц в истории страны, которой уже нет, –
СССР, но праправнуки людей, выдержавших 1418 дней непрерывных боев
и тяжелейшего труда, живут в России – правопреемнице Советского Сою-
за. Им повезло в том, что история страны в последние десятилетия пере-
стала быть одномерной, однолинейной, идеологизированной. Это породи-
ло интерес обучающихся к дискуссионным вопросам Великой Отече-
ственной войны, которых достаточно много: нужно ли было сдать немцам
Москву и Ленинград; мог бы Советский Союз выиграть войну без амери-
канской помощи по ленд-лизу? что было главной причиной победы: мас-
совый героизм советских людей или страх перед репрессиями; что подви-
гало людей на сотрудничество с оккупантами: стремление выжить или
осознанное желание воевать со сталинским режимом? Отметим сразу, что
в отличие от фальсификации, предполагающей сознательное искажение
исторических фактов и категорические суждения, дискуссия предполагает
обмен мнениями на основе весомых аргументов и доказательств.

       Ответы на вопросы, порождающие дискуссию, важны не только для
детей, но и для взрослых, в том числе педагогов и родителей. Особенно
трудно в этой ситуации учителю (преподавателю) истории: от него требу-
ются не только глубокие знания истории Второй мировой и Великой Оте-
чественной войн, но и умение объяснить самые сложные вопросы, предъ-
явить доказательства правомерности той или иной точки зрения, убедить
обучающихся в том, что в жизни человека есть непреходящие ценности:
Родина, семья, долг, честь, достоинство.

       О том, как представляют себе Великую Отечественную войну
школьники и студенты, получающие информацию об этом событии из Ви-
кипедии и социальных сетей, можно судить на основании мнений и зада-
ваемых ими вопросов, часть из которых будут озвучены в этом разделе.
В качестве аргументов можно обратиться к материалам данного пособия.

                                              198
   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205