Page 166 - Великая Отечественная война: воспитательный потенциал
P. 166

 Исходя из ваших знаний о причинах Первой мировой войны и
международной ситуации в мире в 1930-е гг., ответьте на вопрос: возмож-
но ли, чтобы действия только двух государств привели к мировой войне?

        Можно ли предположить, что стремление современных Польши и
Украины представить Советский Союз в качестве агрессора связаны с
многолетними историческими обидами этих государств на Россию?

        Попробуйте объяснить, почему войска Красной Армии вошли на
территорию Польши 17 сентября 1939 г.?

        Подумайте, имеет ли под собой основание мнение о том, что
компенсационные материальные претензии стран Прибалтики и Украины
к России, якобы виновной в развязывании Второй мировой войны, связа-
ны с трудным экономическим положением этих стран?

         Документы группы 2:
         1. Адольф Гитлер, совещание высшего генералитета (23 мая
1939 г.): «Дальнейшие успехи не могут быть достигнуты без пролития
крови… Если судьба ведёт нас к столкновению с Западом, бесценным яв-
ляется обладание большими территориями на Востоке. В военное время
мы не сможем более рассчитывать на рекордные урожаи… Не может быть
вопроса о том, чтобы упустить Польшу, и нам оставлен один выход: ата-
ковать её при первой возможности…»372.
         2. Документы Нюрнбергского процесса (1946): «… агрессивная
война, подготовленная нацистскими заговорщиками путем нападения на
Австрию и Чехословакию, была активно начата их нападением на Поль-
шу»; «22 июня 1941 г. гитлеровские заговорщики, вероломно нарушив
пакт о ненападении между Германией и СССР, без объявления войны
напали на советскую территорию, начав тем самым агрессивную войну
против СССР»373.
         3. Ялмар Шахт, рейхсминистр Германии (1946): «…когда нача-
лось вооружение Германии, то другие страны не предприняли ничего про-
тив этого. Нарушение Версальского договора Германией было воспринято
совершенно спокойно: ограничились лишь нотой протеста, но не сделали
ни малейшего шага, чтобы снова поставить вопрос о разоружении…
В Германию были посланы военные миссии, чтобы наблюдать за процес-

372 Кантор Ю., Волос М. Треугольник Москва – Варшава – Берлин. – С. 157.
373 Нюрнбергский процесс: сб. материалов. В 2-х т. / под ред. К. П. Горшенина, Р. А. Ру-
денко, И. Т. Никитченко. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1955. –
С. 20.

                                              164
   161   162   163   164   165   166   167   168   169   170   171