Page 96 - Тыл - фронту
P. 96

но писать и правильно говорить, но и красиво двигаться, уметь
вести беседу».78

   В школах не хватало учебников. Известны случаи, когда на весь
класс было пять-шесть книг, которые дети передавали друг другу.
В деревнях не было тетрадей, школьники писали на свободных по-
лях газет.

   Но самой главной проблемой, обострившейся в годы войны,
стала низкая посещаемость школы учащимися, связанная как с
удаленностью школ от места жительства, так и с элементарным
отсутствием верхней одежды и обуви в условиях суровых ураль-
ских морозов.

   Как вспоминали многие из детей войны, думать о занятиях
было невозможно из-за постоянного чувства голода. Историки на-
ходили информацию о горячих завтраках в школе, но их было явно
не достаточно: «В школе на большой перемене нам давали стакан
горячего чая и кусочек хлеба, а иногда приносили на больших же-
лезных противнях кособоких подгорелых "ромовых баб". Особенно
вкусной была белая помадка, которая сверху украшала "бабу". Но
все равно где-то к концу последнего урока страшно хотелось есть.
И вот тогда я нашаривала рукой в портфеле необычную пласт-
массовую коробочку, где дожидался своего часа домашний бутер-
брод. Обычно это два кусочка хлеба, промазанные тонким слоем
маргарина или варенья. Разделив бутерброд на две равные части,
я протягивала половинку соседке по парте».79 Питание в школь-
ных столовых было скудное, чаще всего дети к концу уроков снова
хотели есть, но были и такие, кто забирал хлеб с собой для других
членов семьи.

                  Фильм о тружениках и детях тыла,
                  подготовленный учащимися школы №1273,
                  г. Москва, 2016.

78 Коренюк В. М. Повседневная жизнь детей военного и послевоенного времени
(по материалам Молотовской области). Дисс... канд. ист. наук. – Пермь, 2017. –
С. 74–75.
79 Коренюк В. М. Указ. соч. – С. 72–73.

                                         95
   91   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101