Page 94 - Тыл - фронту
P. 94
Дети в годы войны
Когда говорят, что в годы войны дети рано взрослеют, подразу-
мевают, что они становятся более ответственными, выполняют не
свойственную возрасту работу по дому.
В годы войны дети и подростки стали к станкам на промыш-
ленных предприятиях, работали в колхозах, заготавливали ле-
карственные растения, собирали металлолом: «Дети трудились
на севе и сенокосе, убирали урожай, носили мешки с зерном и гру-
зили продуктовые баржи, перевозили колхозный фураж в пункты
его сбора. Нередко жали зерновые вручную и получали травмы.
Многие помнят в кровь изрезанные серпом пальцы, которые
прижигали марганцовкой, лечили травами. Старшеклассники
изучали основы агротехники прямо на полях, осваивали жатки
и трактора, учились ремонтировать сельскохозяйственные ма-
шины. Труд детей использовался на лесозаготовках и сплавных
участках, де также вырабатывались трудодни, что иногда было
единственной возможностью помочь семье. Подростки вали-
ли лес, таскали деревья, возили их на лошадях, выполняя норму
взрослых рабочих»76.
Еще 9 июля 1941 года было принято решение Свердловского
облисполкома № 1832 «О привлечении учащихся 7–10 классов
неполных средних и средних школ к сельскохозяйственным ра-
ботам», по которому исполкомы районных и городских Советов
должны в 3-дневный срок утвердить план привлечения учащихся
с установлением общего количества детей из каждой школы, ко-
личества бригад и распределением их между колхозами и совхо-
зами. Продолжительность рабочего дня учащихся установлена
от 6 до 8 часов в зависимости от возраста и характера выполня-
емой работы.77
В изменившихся обстоятельствах жизни, когда женщины
должны были выходить на производство, заменяя призванных на
фронт мужчин, требовалось больше детских яслей и садов. По-
мощниками воспитателей в таких садиках работали старшекласс-
ники.
76 Протасова Е. В. Военное детство в воспоминаниях уральцев о 1941–1945 годах
// Научный диалог. – 2017. – № 10. – С. 359–360.
77 ГАСО. Ф. Р88. Оп. 1. Д. 4987. Л. 218-218об.
93