Page 100 - Тыл - фронту
P. 100

Нельзя сказать, что выпускники школ фабрично-заводского
обучения, приходя на завод, сразу становились квалифициро-
ванными рабочими. Напротив, как отмечали многие заводчане,
уровень их подготовки был недостаточен. Директор Нижнета-
гильского завода металлоконструкций Л. М. Копп в конце 1942
года с горечью констатировал: «Не хватает квалифицированных
рабочих. Поставляют студентов ФЗО. Трудовая дисциплина сла-
бая. Необходимы решительные меры!» На их работе отражались
не только ускоренные методы обучения, но и бытовые трудности.
Так, в сентябре 1942 года на завод прибыло полсотни учеников
ФЗО. Они «не имели совершенно обуви, их разули при выпуске из
школы, поэтому сейчас в большинстве случаев они не могут рабо-
тать на производстве», – сетовал директор завода. Для решения
проблемы пришлось даже обращаться в прокуратуру с тем, чтобы
наказать нерадивых снабженцев. Но и сам завод к приему новых
работников оказался не готов. «Бытовые условия неудовлетвори-
тельные..., – отмечал член партбюро Трофименко, говоря о состо-
янии общежития, – воды нет, уборщиц не хватает, нет тумбочек
и столов, нет почты, негде готовить и сушить одежду». Распо-
ряжением директора было приказано обеспечить все общежития
уборщицами, отгородить комнату для ФЗО в 20-м общежитии,
предоставить бачки и кипяченую воду, решить вопрос снабжения
хлебом.82

   К концу войны на Урале было 137 ремесленных училищ и 187
школ ФЗО с числом учащихся 130 тысяч человек Почти каждый
четвертый выпускник системы Государственных трудовых резер-
вов страны в 1943 году приходился на учебные заведения Урала.
За 1941–1944 годы учебные заведения трудовых резервов Урала
подготовили более 406 тыс. рабочих и направили из них на пред-
приятия черной металлургии – 19 тыс. человек, по производству
вооружения – 12,5 тыс. человек, танкопрома – около 11 тыс. чело-
век, авиапрома – около 10 тыс. человек, по производству боепри-
пасов – 9 тыс. человек, на пути сообщения – почти 8,5 тыс. человек,
электростанции – более 7,5 тыс. человек, на предприятия цветной

82 Старостин А. Н. НТЗМК: история завода в летописи городов. – Екатеринбург :
Независимый институт истории материальной культуры, 2012. – С. 9.

                                         99
   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104   105