Page 42 - Тыл - фронту
P. 42

В письме наркому среднего машиностроения Акопову сообщалось:
«Работа завода в течение 10 месяцев показала, что помещения совер-
шенно не пригодны для машиностроительного завода, а, в частности,
для мотоциклетного, и с трудом могут быть использованы даже в усло-
виях военного времени». Отсутствие естественного освещения и сырость
в помещениях приводили к массовым заболеваниям рабочих..., а также
к повышенному травматизму. Снабжение электроэнергией было очень
плохое. Первоначально использовались энергия двигателя мотоцикла
М-72, затем был установлен локомобиль «Вольф», и, наконец, в 1943
году начала давать электроэнергию центральная электросистема (ЦЭС),
использовавшая паровую турбину, сначала на одном котле, с 1944 года –
на двух.

    Несмотря на все трудности, 25 февраля 1942 года была выпущена пер-
вая партия мотоциклов М-72 из деталей, привезенных из Москвы. (Всего
за годы войны на фронт с завода было отправлено 9 799 мотоциклов.)

    После разгрома немцев под Москвой многие специалисты стали упа-
ковывать чемоданы, ожидая возвращения в родные места. Но в марте
1942 года СНК СССР принял решение оставить завод на Урале, в Ирби-
те. Приказом Наркомата среднего машиностроения предприятию была
установлена программа выпуска мотоциклов 15 тыс. машин в год. Но на
этот показатель Ирбитский мотоциклетный завод не смог выйти до само-
го конца войны.

    Весной 1942 года на пустыре, за городом, началось настоящее стро-
ительство завода. С эвакуированным московским заводом прибыло 667
рабочих и специалистов, более полутора тысяч набрали на месте; в ос-
новном это были женщины, старики и дети. Приходили парни и девчатa
из местного ремесленного училища и детского дома и с 13–15 лет начи-
нали трудиться на заводе.

    С самого начала остро встала проблема квалифицированных кадров.
В сентябре 1942 года на базе завода была открыта школа фабрично-за-
водского обучения (ФЗО) на 150 учащихся. Предприятие испытывало
большие затруднения с инженерно-техническими кадрами; в Москву
постоянно шли телеграммы с просьбой направить недостающих специа-
листов, но положение не улучшалось. Выход был один – открыть на базе
завода мотоциклетный техникум, что и было сделано 1 апреля 1944 года;
его первым директором стал Я. Л. Берхман. В 1946 году состоялся первый
выпуск Ирбитского мототехникума. В годы войны на базе завода рабо-
тала ШPM [школа рабочей молодежи], а в 1945 году было организовано
ремесленное училище № 41 с контингентом учащихся в 350 человек. Так
шаг за шагом решалась проблема кадров.

    В годы войны на ИМЗ широко развернулось комсомольско-молодеж-
ное движение. В августе 1943 года по инициативе комсорга моторного
цеха Александровой была организована первая комсомольско-молодеж-
ная бригада на участке картера мотора, которая стала бороться за звание
фронтовой. В бригаду входили подростки 14–15 лет; самой М. Алексан-

                                         41
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47