Page 37 - Тыл - фронту
P. 37

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    Танкостроительные предприятия были важнейшей частью тяжелой
промышленности, обеспечивающие поставки бронетехники в армию.

    Еще в середине 1940 года шли поиски предприятия-дублера для
массового производства Т-34 в военный период и первоначально был
выбран Сталинградский тракторный завод (СТЗ). Однако генштаб РККА
и нарком среднего машиностроения В. А. Малышев настояли на том,
чтобы им стал Уральский вагоностроительный завод (УВЗ). Как показало
дальнейшее развитие событий, это было дальновидное решение, так как
во второй половине 1942 года СТЗ тоже пришлось эвакуировать.

    Уралвагонзавод обладал значительным запасом мощностей и произ-
водственных площадей, которые могли быть использованы в танковом
производстве, располагал мощным металлургическим, литейным, куз-
нечным, штамповочным производством, создание которого в другом
месте потребовало бы огромных материальных и временных затрат. По
подсчетам специалистов завода им. Коминтерна, проектные возможно-
сти УВЗ с лихвой покрывали возможное производство 9 тыс. танков в год.
Правда, на заводе не было механообрабатывающих и термических це-
хов, сильного инструментального хозяйства, но их можно было постро-
ить в течение нескольких месяцев.

    Эвакуационные мероприятия в отношении харьковских танковых за-
водов начались в сентябре 1941 года. Они коснулись основных предпри-
ятий: завода № 183 и завода № 75 («Дизель-мотор»). Директора заводов
№  183 (Ю. Е. Максарев) и № 75 (Д. Е. Кочетков) получили от наркома
В.  А.  Малышева соответствующие указания по скорейшему разверты-
ванию танкового и дизельного производства на Урале. «Дизель-мотор»
должен был отправить в Челябинск комплект штампов для производства
В-2, испытательные стенды, две группы ИТР литейного и сборочно-испы-
тательного производства. Харьковскому паровозостроительному заво-
ду (ХПЗ) предписывалось отправить на Уралвагонзавод группу рабочих
и ИТР цеха 700 (корпусное производство), стенд для сварки корпусов и
другие приспособления. По прибытии в Нижний Тагил предписывалось
немедленно приступить к производству корпусов, используя оборудова-
ние УВЗ, и привлечь к процессу сварщиков завода. В Нижний Тагил также
направлялась группа литейщиков по отливке бронедеталей для органи-
зации подобного производства на УВЗ.

    Если переброску основных харьковских предприятий, занятых про-
изводством Т-34, удалось успешно завершить до занятия города немца-
ми, то эвакуация кооперирующего с ними Мариупольского металлур-
гического завода им. Ильича прошла менее удачно. В начале сентября
1941  года для отправки в Нижний Тагил были отгружены сварочные

                                         36
   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41   42