Page 47 - Тыл - фронту
P. 47
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ОЧЕВИДЦЫ СОБЫТИЙ...
Директор Института электросварки Академии наук Украины
Е. О. Патон, эвакуированный в Нижний Тагил, вспоминал: «...все подъ-
ездные пути были забиты составами с оборудованием. Вдоль вагонов
на вещах сидели люди. Инженеры, мастера, рабочие прибыли с Украи-
ны на Урал со своими семьями, их тотчас же устраивали, развозили
по квартирам. Уральцы принимали украинцев в свои дома, как родных
братьев, как близких и дорогих людей, делились с ними всем, что имели.
Никто, конечно, не считался с тем, что придется лишиться некото-
рых удобств. Один завод уезжал на новое место, другой занимал его
цехи.
Два крупнейших предприятия со сложным, многообразным хозяй-
ством! И все же никакого хаоса ли беспорядка не чувствовалось.
...Круглые сутки, день и ночь шел монтаж завода. Всю ночь на его
территории пылали огни, люди забывали о сне, отдыхе, пище, по две-
надцать-четырнадцать часов подряд, а иногда и целыми сутками не
уходили домой.
Два дня не побывал в цехе – и уже многое там не узнаешь!
На фундаментах еще устанавливали и монтировали оборудование,
а тем временем под открытым небом, в лютые морозы, рабочие и ин-
женеры собирали узлы первых уральских танков. Прямо с платформ
здесь разгружали броневые плиты и тут же их резали, Обрабатывали
и сваривали.
Страна не могла дать заводу ни одного лишнего дня на раскачку,
правительство требовало, чтобы на Урале начали выпускать танки
немедленно. Герои фронта вправе были рассчитывать на самоотвер-
женность тружеников тыла.
И вот наступил ясный морозный день, один из первых дней января
1942 года, который мне, наверное, никогда не забыть. Из ворот сда-
точного цеха, поднимая тучи снежной пыли, вылетел мощный краса-
вец танк и с рокотом промчался по заводской дороге.
С момента прибытия украинского завода до рождения этой боевой
машины прошло менее двух месяцев!»34
34 Патон Е. О. Воспоминания ; Лит. запись Ю. Буряковского. – Киев : Гослитиздат
Украины, 1955. – С. 242–244. URL: https://e-libra.ru/read/372450-vospominaniya.
html
46