Page 41 - Тыл - фронту
P. 41
специализированными предприятиями. Первым заводом, изначально
ориентированным на производство только мотоциклов, стал ирбитский.
... Ранней весной 1941 года опытные образцы М-72 показали коман-
дованию Красной Армии и было принято решение об их массовом произ-
водстве. После начала Великой Отечественной войны работы по развер-
тыванию производства М-72 пошли интенсивнее. В августе Московский
мотоциклетный завод передал армии первые серийные мотоциклы; шла
подготовка к их выпуску на харьковском заводе «Серп и молот», ленин-
градском – «Прометей». Но наступление немецких войск было стреми-
тельным: 20 октября 1941 года Москва была объявлена на осадном по-
ложении и на следующий день, 21 октября, Совет по эвакуации при СНК
СССР принял решение о переводе Московского мотозавода и связанных
с мотоциклетным производством цехов ЗИСа и КИМа на Урал, в город
Ирбит. Отправили в далекий уральский городок также специалистов из
Харькова, Таганрога и Ленинграда.
Первый эшелон прибыл в Ирбит 17 ноября 1941 года. Урал встретил
прибывших 30-градусным морозом. Разместился завод, который с этого
времени стал Ирбитским мотоциклетным (ИМЗ), на площадях бывшего
пивоваренного завода. Общее руководство на новом месте осуществлял
главный инженер, он же первый директор завода, Ф. М. Ломанов; всей
технической и технологической стороной дела ведал главный конструк-
тор Н. П. Сердюков. В наследство от пивоваренного завода ИМЗ доста-
лись: недостроенный жилой дом на 16 квартир, заводской клуб, узкоко-
лейный путь и цехи: квасной, сухарный, бондарный, солодовый и др., вся
механизация состояла из 2 тракторов на гусеничном ходу и 6 машин, а
расстояние от железнодорожной станции до площадки будущего завода
составляло 4 км. По инициативе инженерно-технических рабочих завода
были созданы фронтовые бригады по разгрузке прибывшего оборудова-
ния. Днем рабочие трудились на своих рабочих местах, а в вечернюю и
ночную смену садились за руль машины, становились грузчиками, пере-
возили и устанавливали оборудование в цехах.
Эвакуация московских заводов ММЗ, ЗИС и КИМ продолжалась с кон-
ца октября 1941 года до середины 1942 года. Так как отгрузка оборудова-
ния производилась бессистемно, то оно прибывало некомплектно; было
завезено 60 единиц ненужного заводу оборудования. В то же время
случалось, что необходимое оборудование поставлялось в Свердловск,
Ульяновск и другие города. Всего в Ирбит прибыло 1100 единиц обору-
дования. В бывшей солодовне пивзавода разместился сборочный и пер-
вый механический цехи; в цехе морса и кваса – локомобиль; в вароч-
ном отделении поместился термический цех, в засолочном – литейный.
Но все цеха не могли разместиться на отведенной территории, поэтому
некоторые из них пришлось расположить на Ирбитском автоприцепном
заводе (АПЗ), расположенном в 3-х км от основной территории. В клубе
АПЗ разместился моторный цех, цех коробки передач – в цехе походных
кухонь и саней, инструментальный цех – в цехе метизов.
40