Page 36 - Тыл - фронту
P. 36

именована в фабрику точной механики «Геодезия», которая вошла
в трест «Геокартпром». В 1940 году завод «Геодезия» переименован
в Союзный Государственный завод №356 2го Главного управления
Наркома Вооружения СССР. Эвакуированное в Свердловск пред-
приятие уже 1 октября 1941 года приступило к выпуску фотоаппа-
ратов для аэросъемки. А в 1949 году завод был перепрофилирован
с оптико-механического на радиолокационный профиль.

   Буквально перед войной началось создание Каменск-Ураль-
ского литейного завода (завода № 286 Наркомата авиационной
промышленности). В конце ноября 1941 года на практически пу-
стую строительную площадку прибыла часть оборудования Ба-
лашихинского литейно-механического завода. Другая, большая
его часть была отправлена в Нижний Тагил и размещена в произ-
водственных корпусах. В феврале 1942 года впервые опробовали
установленное оборудование, зажгли плавильные печи. 12 марта
1942 года Каменск-Уральский литейный завод выдал свою первую
продукцию – корпус и реборду для колес самолета «Дуглас». Всю
войну предприятие оставалось единственным поставщиком тор-
мозных и нетормозных колес самолетов.

   Можно смело сказать, что в достигнутом в 1943 году превосход-
стве советской авиации над немецкой есть доля труда каменцев,
производивших колеса для самолетов Ту-2, Ил-4, Ил-6, Пе-2, По-2,
Ли-2. Помимо действующей фронтовой авиации завод обеспечи-
вал своей продукцией значительную часть сборочных самолето-
строительных предприятий, освоив отливку изделий из собствен-
ного магниевого сплава и по существу став первым предприятием
на Урале, наладившим производство магниевого фасонного литья.
При этом очевидцы отмечали, что изделия с высоким качеством
чистоты, а главное, в необходимом количестве, изготавливались
на старом, малопроизводительном, а порой просто малопригодном
оборудовании. Не имея средств и возможностей для реконструкции
и модернизации производства, руководство предприятия в 1944
году решило проблему повышения производительности труда пу-
тем перевода до 95% работников в жилье, близкое к заводу.31

31 Моисеев Е. Г. Пути развития промышленного комплекса уральского тыла в
годы Великой Отечественной войны (на примере г. Каменска-Уральского) // Вест-
ник Новгородского государственного университета. – 2007. – № 41. – С. 13–14.

                                         35
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41