Page 199 - Тыл - фронту
P. 199
Среди фраков и декольте странно выглядели черные шинели «ре-
месленников». Их юные обладательницы – вчерашние пэтэушницы –
пришли на студию для переоборудования Дворца строителей под
кинофабрику и теперь осваивали кинематографические профессии –
лаборанток, гримеров, монтажниц. Многие из них так и остались на
студии: Нина Кузнецова (Беспалова), Мира Петкевич, Анна Зубатова
и другие. Затем я увидел своих товарищей по Институту кинемато-
графии – ассистентов режиссера Тамару Родионову и Анатолия Гра-
ника, ассистента оператора Михаила Ильина, художников Василия
Зачиняева, Виктора Крылова, Евгения Владимирова. Молодая студия
уже планомерно, с расчетом на будущее, укреплялась перспективны-
ми, квалифицированными кадрами. Несколько нелепым на этом фоне
выглядел режиссер-постановщик – в длинном пальто с поднятым ме-
ховым воротником, в высоких ботах, похожий на ворона. Александр
Ивановский представлял собой Ленинград, среди его творческого окру-
жения были москвичи и киевляне, ленинградцы, одесситы – люди, кото-
рых эвакуировали с разных студий страны.
Сборным был и актерский состав группы, причем в групповых сце-
нах мелькали совсем юные, свежие лица студентов Школы киноакте-
ра, уже созданной при студии. Эпоха «малокартинья», к сожалению, не
способствовала проявлению их талантов, хотя имена Нины Энгель-
Утиной и Николая Бадьева (впоследствии народных артистов Рос-
сии), дикторов Тамары Останиной и Сергея Богомолова будут позже
широко известны.
Работа над картиной уже заканчивалась, потому шла очень интен-
сивно, зачастую в две смены. Для ускорения использовались интерьеры
студии – лестница, вестибюль второго этажа, даже помещение сто-
лярного цеха. По условиям военного времени каждый день, а в выходные
и праздничные дни посуточно назначались ответственные дежурные.
Запомнился показ готового фильма руководству области и города. За
несколько часов до конца рабочего дня сотрудники НКВД удалили всех ра-
ботников из здания, опечатали двери комнат, выставили посты на всех
этажах. Начальство прибыло уже вечером. Принаряженные студентки
киношколы принимали их одежду, угощали пирожными. Ответственный
просмотр проходил в малом зале (нынешнем ателье озвучания)...
Так началась жизнь фильма, тепло принятого зрителями всей
страны. Нельзя забыть тот энтузиазм, с которым трудился весь
коллектив – никто не считался со временем, никто не отказывался
от любой работы, вплоть до разгрузки угля или переноски декораций.
И все делалось легко и весело. Ведь впереди была Победа, впереди была
Жизнь, впереди было Будущее...».168
168 Цит. по: Кириллова Н. Б. Уральское кино: время, судьбы, фильмы : моногра-
фия. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. – С. 18–20.
198