Page 198 - Тыл - фронту
P. 198
тяжело пострадавший от фашистской оккупации и войны, – мою
скромную оперетту. Поверьте, я со слезами на глазах смотрел на
этот плакат и мне вспомнилось, что в том же самом кинотеатре,
где сейчас демонстрируется этот фильм, в репродукторах скре-
жетали полные ненависти и злобы слова нацистской пропаганды.
А теперь там звучат мелодии моей оперетты! Ты пишешь, что
вы все от всего сердца радовались советскому кинофильму. Я могу
ответить на это лишь выражением своего безграничного желания
быть вместе с вами в родном Будапеште и разделить ваше большое
счастье».167 К сожалению, Имре Кальман не увидел фильм ураль-
ских кинематографистов. По пути на родину композитор умер.
Художественный фильм «Сильва».
Режиссер: А. Ивановский.
Производство Свердловской киностудии, 1944.
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ОЧЕВИДЦЫ СОБЫТИЙ...
Кинорежиссер Я. Лапшин вспоминал: «Хмурым осенним днем 44-го
года я впервые переступил порог этого странного здания. Его огром-
ный нависший лоб в две строки пересекали метровые деревянные бук-
вы "Свердловская киностудия". И сразу был оглушен музыкой, которой,
казалось, было пропитано все здание. Она доносилась из съемочных
павильонов, из проекционных, из монтажных комнат; каждый встреч-
ный напевал или насвистывал бессмертные мелодии Кальмана.
Суровая, мрачная жизнь окружала киностудию – голодные опере-
ди бедно одетых людей; молодые инвалиды-фронтовики, ждущие ми-
лостыни на углах темных улиц с грохочущими трамваями; а здесь –
дамы и кавалеры в роскошных туалетах, мундиры с позументами, лязг
шпор, непрерывные танцы и пьянящая музыка.
Студия работала над своей первой картиной – экранизацией опе-
ретты «Сильва».
167 Кино Урала. 1943–1993: Творческие портреты, рецензии, обзоры, интервью –
Екатеринбург : Барс, 1993. – С. 27.
197