Page 196 - Тыл - фронту
P. 196

Как пишет киновед Н. Б. Кириллова, «существует мнение, что
идея экранизировать "Сильву" родилась чуть ли не одновременно с
идеей основать кинофабрику на Урале. На самом деле, до приезда в
Свердловск А. В. Ивановского у руководства были другие репертуар-
ные планы. О них сообщал директор А. С. Шитов ... в газетной пу-
бликации в "Уральском рабочем": "...Комитет по делам кинемато-
графии готовит ряд сценариев, отражающих процесс оборонного
завода-гиганта, чья продукция зимой 1941 года помогла отразить
и разгромить немцев под Москвой. На материалах уральских ска-
зов лауреата Сталинской премии П. П. Бажова пишется сценарий,
основной сюжет которого составлен из сказов "Горный мастер",
"Медной горы хозяйка" и "Каменный цветок"... Своей первоочеред-
ной задачей мы считаем и постановку современной музыкальной
комедии... Писательницы Н. Попова и К. Филиппова работают над
инсценировкой для кино пьесы "Сокровища Медвежьей горы", писа-
тельницы Б. Дижур и Л. Ашкенази готовят либретто об изумруд-
ных копях...»165 Однако предпочтение было отдано экранизации
оперетты венгерского композитора Имре Кальмана.

   Чтобы снять фильм-оперетту режиссеру Александру Иванов-
скому требовались костюмеры, декораторы, монтажеры. В тыло-
вом Свердловске открылись неожиданные вакансии. На новые
рабочие места пришли работать ребята от 14 до 17 лет, «которых
всем премудростям обучали прямо на месте». В съемках участво-
вали артисты местных театров. В «Сильве» главные роли испол-
няли молодые тогда актеры Зоя Смирнова-Немирович (Сильва)
и Ниаз Даутов (Эдвин). Для актрисы московского музыкального
театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Зои
Смирновой-Немирович роль Сильвы стала первой и единствен-
ной киноработой, а Ниаз Даутов впоследствии стал народным ар-
тистом РСФСР и возглавил как главный режиссер Татарский госу-
дарственный театр оперы и балета имени М. Джалиля в Казани. В
фильме снимались известные театральные актеры Сергей Дыбчо
(князь Воляпюк) – один из ярких комиков, мастер буффонады и
гротеска, служивший в Свердловском театре музыкальной коме-

165 Кириллова Н. Б. Свердловская киностудия как проект сталинской культурной
политики // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы
образования, науки и культуры. – 2018. – Т. 24, № 1 (171). – С. 187.

                                        195
   191   192   193   194   195   196   197   198   199   200   201