Page 134 - Тыл - фронту
P. 134
вагоны на остановках... Поезд был в сто десять вагонов, и мы в самом
хвосте. Один раз я полетела со второй полки через печку... а второй
раз угодила ладонями на горящую печку. Алеша [речь идет о муже
В. И. Мухиной Алексее Андреевиче Замкове – И. М.] был эти дни бе-
шеный, я его никогда таким не видела, он так переживал, что совсем
развинтился».111
До Свердловска, где разместились мастерские Дворца Советов,
Вера Игнатьевна не доехала, осталась в Каменск-Уральском. В Камен-
ске-Уральском муж пошел работать хирургом в больницу № 3, сын
Всеволод – лаборантом в «Уралалюминстрое», а сама Вера Мухина
устроилась работать художником-декоратором в клуб Уралалюминия.
Поселили семью в коттедже на берегу реки Исеть: «Дом, где нас раз-
местили, – красивый, надежный, теплый, кругом прекрасная природа.
Здесь березы очень низкорослые и корявые, во все стороны скрученные
стволы, верно, от ветров. Пейзаж здесь в зависимости от погоды бы-
вает удивительный: иногда все серебрится: снег, березы, покрытые
инеем... день и ночь поднимающиеся к небу дымы из труб. Одна стена
на первом этаже – сплошь стеклянная с видом на реку. Говорят, что
летом Исеть потрясающе красивая река, широкая и красивая, так
как ниже нас плотина, но сейчас зима, и все покрыто снегом. Дуют
страшные ветры, на дворе дикий холод, колючие снежные вьюги. Все
ходят, укутавшись платками, в ватниках и валенках – если они есть,
у всех взрослых на лицах озабоченность, только дети и подростки еще
остались довоенными», – записала по прибытии Вера Игнатьевна в
своем дневнике. Каменский адрес скульптора удалось восстановить
по письмам, которые она писала: «Каменск-Уральский, УАЗ, Красная
Горка, коттедж № 4».
Вьюги, ветер и снег повсюду, даже в отведенном ей под мастерскую
деревянном бараке. Вместо гипса – алебастр, но «отливать из него
нельзя, алебастр, как творог». Впрочем, все это было второстепен-
ным. Главное – осознание чудовищной ошибки: нельзя, не надо было
уезжать из Москвы. Она писала в письме к скульптору Оленину: «Не
могу я сейчас сидеть мирно и наслаждаться спокойствием. Художник
не имеет права сейчас мирно и тускло жить, это его гибель. И от это-
го я сейчас страшно страдаю. То, чего я так боялась, когда уезжала,
то и случилось: я сыта, тепло, но жизни со своей страной нет, это
страшно мучительно». И еще: «Не упустить сейчас рабочий момент
страшно важно и для искусства. Сколько правды увидят писатели на
фронте, а мы все будем только выдумывать и делать мертвые скуль-
птуры». «Ни один художник не имеет права быть в стороне от совер-
шающихся событий. Это – творческая гибель...»
111 Здесь и далее письма и страницы из дневника В. И. Мухиной цит. по: О. И. Воро-
нова. Вера Игнатьевна Мухина. – М. : Искусство, 1976. – С. 139–140.
133