Page 134 - Тыл - фронту
P. 134

вагоны на остановках... Поезд был в сто десять вагонов, и мы в самом
 хвосте. Один раз я полетела со второй полки через печку... а второй
 раз угодила ладонями на горящую печку. Алеша [речь идет о муже
 В. И. Мухиной Алексее Андреевиче Замкове – И. М.] был эти дни бе-
 шеный, я его никогда таким не видела, он так переживал, что совсем
 развинтился».111

      До Свердловска, где разместились мастерские Дворца Советов,
 Вера Игнатьевна не доехала, осталась в Каменск-Уральском. В Камен-
 ске-Уральском муж пошел работать хирургом в больницу № 3, сын
 Всеволод – лаборантом в «Уралалюминстрое», а сама Вера Мухина
 устроилась работать художником-декоратором в клуб Уралалюминия.

      Поселили семью в коттедже на берегу реки Исеть: «Дом, где нас раз-
 местили, – красивый, надежный, теплый, кругом прекрасная природа.
 Здесь березы очень низкорослые и корявые, во все стороны скрученные
 стволы, верно, от ветров. Пейзаж здесь в зависимости от погоды бы-
 вает удивительный: иногда все серебрится: снег, березы, покрытые
 инеем... день и ночь поднимающиеся к небу дымы из труб. Одна стена
 на первом этаже – сплошь стеклянная с видом на реку. Говорят, что
 летом Исеть потрясающе красивая река, широкая и красивая, так
 как ниже нас плотина, но сейчас зима, и все покрыто снегом. Дуют
 страшные ветры, на дворе дикий холод, колючие снежные вьюги. Все
 ходят, укутавшись платками, в ватниках и валенках – если они есть,
 у всех взрослых на лицах озабоченность, только дети и подростки еще
 остались довоенными», – записала по прибытии Вера Игнатьевна в
 своем дневнике. Каменский адрес скульптора удалось восстановить
 по письмам, которые она писала: «Каменск-Уральский, УАЗ, Красная
 Горка, коттедж № 4».

      Вьюги, ветер и снег повсюду, даже в отведенном ей под мастерскую
 деревянном бараке. Вместо гипса – алебастр, но «отливать из него
 нельзя, алебастр, как творог». Впрочем, все это было второстепен-
 ным. Главное – осознание чудовищной ошибки: нельзя, не надо было
 уезжать из Москвы. Она писала в письме к скульптору Оленину: «Не
 могу я сейчас сидеть мирно и наслаждаться спокойствием. Художник
 не имеет права сейчас мирно и тускло жить, это его гибель. И от это-
 го я сейчас страшно страдаю. То, чего я так боялась, когда уезжала,
 то и случилось: я сыта, тепло, но жизни со своей страной нет, это
 страшно мучительно». И еще: «Не упустить сейчас рабочий момент
 страшно важно и для искусства. Сколько правды увидят писатели на
 фронте, а мы все будем только выдумывать и делать мертвые скуль-
 птуры». «Ни один художник не имеет права быть в стороне от совер-
 шающихся событий. Это – творческая гибель...»

111 Здесь и далее письма и страницы из дневника В. И. Мухиной цит. по: О. И. Воро-
нова. Вера Игнатьевна Мухина. – М. : Искусство, 1976. – С. 139–140.

                                        133
   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139