Page 132 - Тыл - фронту
P. 132
По свидетельству искусствоведов, сегодня наследие Голубятни-
кова оказалось полностью собранным в Нижнетагильском музее
изобразительных искусств. «Сформировалась монографическая
коллекция, включившая в себя 28 живописных работ и более 40
графических, позволяющая целостно представить творчество ху-
дожника. ... Известно, что одно произведение хранится в Киев-
ском национальном художественном музее, два должны быть в
США, куда их увез для продажи Давид Бурлюк. Остальные погиб-
ли в годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленингра-
де, а одно пропало в семье сына. Вероятно, ряд работ находится в
Киеве, Харькове или Санкт-Петербурге, но пока об этом ничего не
известно».108 В конце 1990-х годов музеем был реализован проект
«Возвращенное имя. Павел Голубятников – ученик К. С. Петро-
ва-Водкина», но эта история принадлежит уже другому времени...
Скульпторы в годы войны
Скульпторы в годы Великой Отечественной войны также обра-
щаются к портрету. В Свердловске работал видный скульптор-мо-
нументалист С. Д. Меркуров (1881–1952), возглавлявший эвакуи-
рованный сюда Художественный фонд СССР.
Среди наиболее интересных работ этого времени – творчество
М. П. Крамского (1917–1999). Ленинградец, он учился в Академии
художеств, когда началась война. В 1941 году в блокадном Ленин-
граде он получил тяжелую контузию, лишился дара речи, почти
потерял возможность двигаться, и матери удалось увезти его в эва-
куацию в Нижний Тагил. Здесь он постепенно восстановился, хотя
до конца жизни ходил, опираясь на костыль. Кажется невероятным,
что в тяжелое военное время городские власти нашли для скульпто-
ра мастерскую и материал для работы. В Нижнем Тагиле М. П. Крам-
ской создал серию бюстов тагильчан – Героев Советского Союза. По
словам искусствоведа Л. Е. Добрейциной, скульптору удалось пере-
108 Ильина Е. В., Смирнова Л. Л. История одной коллекции. Павел Голубятников –
судьба признания // Музей и война: судьба людей, коллекций, зданий. Сборник
докладов всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к
80-летию Екатеринбургского музея изобразительных искусств и 75-летию эваку-
ации коллекций Государственного Эрмитажа на Урал. 4–6 апреля 2016 г. – Екате-
ринбург, 2016. – С. 89, 90.
131