Page 130 - Тыл - фронту
P. 130

Не всегда людям удавалось выдержать тяжелые условия жизни
в годы войны: голод, социальную неустроенность, потери близких.
Иногда это приводило к трагическим последствиям.

   Л. В. Туржанский (1875–1945), один из замечательных русских
художников. Его называли, «первый импрессионист в русской жи-
вописи». Уроженец Екатеринбурга, живший после революции в
столице, но неизменно приезжал в родной город работать (его лет-
няя дача находилась в пос. Исток), в начале войны был в Москве.
Но когда немцы близко подошли к столице, художник был эвакуи-
рован на Северный Кавказ. В 1943 году он приезжает в Свердловск,
его пейзажи экспонируются на проходивших в те годы выставках.

   Вспоминает свердловский художник Н. С. Сазонов: «В 1943
году он [Туржанский] приехал в Свердловск и сразу же отправился
в Исток. Его дача была летней. Но, несмотря на сильные морозы,
на отсутствие дров, Туржанский не покинул своего угла, он, как и
прежде, писал свою навечно возлюбленную натуру. 12 февраля того
же года в город пришло известие о том, что в Истоке, в холодной
мастерской, умирает художник. Туда немедленно послали машину
скорой помощи. Туржанского нашли лежащим у остывшего очага.
На полу валялись зеленые сосновые ветки и несколько сучьев... Ху-
дожника отвезли в больницу.

   После выздоровления Туржанского мы решили сразу же позабо-
титься о бытовых условиях нашего учителя. С большим трудом нам
удалось добиться для художника квартиры. Но вскоре его вызвали в
столицу».106 Л. В. Туржанский скончался в Москве 31 марта 1945 года.

   История искусств на Урале в годы Великой Отечественной вой­
ны по настоящему драматична и до сегодняшнего дня в полной мере
не написана. Во многом это связано с вновь открывающимися про-
изведениями и возвращенными именами. Показательной является
история возвращения имени одного из замечательных художников
ХХ века – П. К. Голубятникова (1892–1942), работы которого хра-
нятся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.

   Если спасение культурных ценностей, находившихся в музей-
ных коллекциях, стало героической страницей в истории культу-

106 Сазонов Н. С. Записки уральского художника. – Л. : Художник РСФСР, 1966. –
С. 89.

                                        129
   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135