Page 133 - Тыл - фронту
P. 133
дать то типичное, что принесла в их жизни война, – «жесткость,
суровость и одновременно спокойное сознание своего долга».109
Крамскому принадлежит скульптурный портрет академика
Е. О. Патона (1944): складки, залегшие у рта, впалые щеки, сурово
нахмуренные брови – все выдает человека, прошедшего нелегкий
жизненный путь. Это ученый, чья жизнь и работа едины – они не
в тиши лабораторий, а шумном цехе.
Скульптор создал портрет первой в стране женщины-горно-
вой – Фаины Шаруновой, одной из тех героических женщин, ко-
торые заменили в цехах ушедших на фронт мужчин. Б. В. Павлов-
ский писал: «У Шаруновой – простое русское лицо. В ее спокойном
движении – сила и величие духа. Образ слагается из двух пласти-
ческих мотивов: широкополая шляпа выявляет мягкий овал лица,
по контрасту с тяжелой производственной одеждой поэтическую
нежность получают выбившиеся из-под грубой шляпы локоны,
внося столь неожиданный в облике горнового, но необходимый для
раскрытия образа элемент женственности».110
Созданный скульптором уже после войны горельеф «Седой
Урал кует победу», стал символом Нижнего Тагила военных лет.
СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ОЧЕВИДЦЫ СОБЫТИЙ...
Осенью 1941 года на Урал приехала Вера Игнатьевна Мухина
(1889–1953), знаменитый скульптор. Вместе со своей семьей она пол-
года жила в рабочем поселке под Каменском-Уральским. В. И. Мухина
долго не хотела уезжать из дома, но в октябре 1941 года в Свердловск
были эвакуированы мастерские Дворца Советов, вместе с начальни-
ком строительства Дворца Советов А. Н. Прокофьевым она выехала
на Урал. В Каменск-Уральский приехали 30 октября.
Ехали из Москвы долго, трудно: «Восемнадцать дней езды в те-
плушке среди двадцати одного человека, плюс вещи, плюс дрова, плюс
ведра с горячей и холодной водой, плюс печурка, плюс беганье под и за
109 Добрейцина Л. Е. Знаменитые люди. Скульптор Михаил Крамской // [Исто-
рия Нижнего Тагила от основания до наших дней]. URL: http://historyntagil.ru/
people/6_60.htm
110 Павловский Б. В. Художники Свердловска. – Л.: Художник РСФСР, 1960. – С. 58.
132