Page 124 - Технология формирования навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений
P. 124
чающие ее от походной песни: четкий фиксированный темп, под-
черкнуто утрированной манерой исполнения, выделением силь-
ных долей песни, определенной спецификой слов и текста, который
был меньшим объемом, нежели в походной песне. Строевая песня
исполнялась не только в походе, но и на торжественных меропри-
ятиях, торжественных маршах, в воинских ритуалах. В опоре на
рассмотренные специфические особенности строевой песни было
сформулировано ее определение. Она является разновидностью
жанра солдатской народной песни, а ее специфические особенно-
сти — мелодические (призывные интонации, несложная мелоди-
ческая линия, декламационность), ритмические (четкий ритм, ров-
ный метр, удобный для шага темп). Строевая песня исполняется
определенным способом: хором или соло с хором, а условием ее
бытования является исполнение солдатами в походном марше, на
торжественных мероприятиях, включенных в воинские ритуалы.
К навыкам исполнения строевой песни, вытекающим из ее специ-
фических особенностей, можно отнести комплекс автоматизирован-
ных, скоординированных и верно выполняемых певческих и двига-
тельных действий, таких как певческая установка — строевая стойка,
ощущение сильной доли двухдольного, сильной и относительно силь-
ной доли четырехдольного размера в пении и отражение их в движе-
нии, удержание темпа в исполнении песни и в движении, совмещение
движения с непараллельным движением рук и ног.
Разработанная технология содержала три основных этапа — началь-
ный, основной и заключительный. Задачей начального этапа является
организация процесса формирования певческих и двигательных навы-
ков, позволяющих кадету начинать пение и движение одновременно.
Методы, используемые на данном этапе: наглядный и упражнения. На
основном этапе задачей является организация процесса формирования
навыков координации между движением и пением в опоре на метрорит-
мические и темповые особенности строевых песен. Методы, использу-
емые на данном этапе: упражнения, упражнения-композиции, прием
«ритмический диалог». Задачей заключительного этапа является орга-
низация процесса закрепления сформированных навыков и формиро-
вание координации многокомпонентных движений и пения. Методы,
используемые на данном этапе: упражнения, прием «пение по цепочке»,
творческий проект.
122