Page 34 - Подвижные игры народов Урала
P. 34

КУТ (СТОЛБИКИ) (украинская игра)                                                          Лапти из бересты
   В старину эта игра проходила около ветряной мельницы. Вокруг
мельницы вкапывали небольшие столбики количеством не менее 8
штук. К ним цепью или толстой веревкой крепили «водило» (рычаг, с
помощью которого поворачивали крылья мельницы навстречу ветру).
   Один из игроков подходил к стоящему у столбика со словами: «Про-
дай кут». – «Не продам, даром отдам», – отвечает тот. При этих словах
покупатель бежит налево, а продавец – направо, и кто из них первый,
обежав мельницу, захватывает столбик, тот становится его хозяином, а
опоздавший – покупателем.
   Для того чтобы сегодня сыграть в эту игру, необходимо сначала раз-
метить площадку: очертить пространство – «мельницу» и определить
места для игроков («столбики»).
   ПИРОЖОК
   Выбирается водящий, его называют «покупщиком» (покупателем).
Все остальные игроки становятся гуськом, держась друг за друга. Перед-
ний из игроков называется булочник, остальные игроки – печью, послед-
ний – пирожком. Покупщик подходит к булочнику и спрашивает: «Где
мой пирожок?» – Булочник отвечает: «Он за печкой лежит». – А пиро-
жок кричит: «И бежит, и бежит!» С этими словами игрок отрывается от
цепи и бежит в сторону, стараясь встать перед булочником раньше, чем
его поймает покупщик. Булочник вместе с цепью стараются помешать
покупщику поймать пирожок, перемещаясь ему навстречу или в сто-
роны. Если пирожок успевает занять место в начале цепи, то он стано-
вится булочником, последний в цепи – пирожком, а покупщик остается
прежним. Если пирожок пойман, роли меняются: покупщик становится
булочником, последний в цепи – пирожком, а пирожок – покупщиком.
   В ЛАПТИ («Кушкутэн» – удмуртская игра)
   В центре очерченного поля вбивают колышек, к которому привязы-
вают веревку длиной 1,5–2 м. Рядом с колышком складывают старые
лапти (иногда до 50). Водящий, держась рукой за свободный конец ве-
ревки, караулит лапти. Игроки стараются незаметно лапти унести. Зада-
ча водящего – поймать или запятнать «воришку», не выпуская веревки
из рук. Пойманный занимает место водящего.
   Если все лапти разобраны, а водящему не удалось никого поймать,
то его «наказывают»: игроки бегут за водящим, стараясь попасть в него
брошенным лаптем.

                                                                                         33
   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39