Page 39 - Подвижные игры народов Урала
P. 39

СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

                                 БОРЬБА

                                    «В СХВАТКУ»
                                    По правилам игры борцы схватывались «крест-на-
                                 крест»: одна рука над, другая – под плечом противника –
                                 и соединяли их на его спине. Такой захват сохранялся до
                                 конца поединка. Побеждал тот, кому удавалось бросить
                                 соперника на землю.
                                    В некоторых случаях соперникам разрешались под-
                                 ножки.
                                    «НА ПОЯСАХ» («Көрәш» – татарская борьба на по-
                                 ясах)
                                    Соперники захватывали пояса друг друга «крест-на-
                                 крест», как в борьбе «в схватку». Отпускать пояс не раз-
                                 решалось. Побеждал тот, кому удавалось бросить сопер-
                                 ника на землю.

 «Удалые молодцы – добрые                           БОЙ НА КОНЯХ
борцы, а кто кого поборет       Играющие делятся попарно. В паре – тот, кто сильнее (тяжелее), –
не в схватку, тому два яйца  «конь», тот, кто легче, – «всадник». «Всадник» запрыгивает на спину
                             «коню», тот поддерживает его под колени. Борются два всадника на
       всмятку». Лубок       «конях»: они стараются побороть, опрокинуть соперника, стащить с
                             «коня». В поединке «кони» также принимают активное участие – толка-
         ЗНАЕТЕ              ются, нападают на «коня» другого всадника. Побеждает тот всадник, кто
     ЛИ ВЫ, ЧТО...           удержался на «коне».

   В Древней Руси был обычай перед боем устраивать поединок двух воинов. Летописи сохранили предания
о Никите Кожемяке, Мстиславе Удалом, битве Пересвета с Челубеем. Поединок перед боем проходил с це-
лью избежать массового кровопролития.

   Летописи сообщают, что в 1022 г. войска ясов и касогов сошлись в поле с дружиной Мстислава Тмутара-
канского. Яско-касожский вождь Редедя предложил Мстиславу не губить воинов, а решить спор в личном
поединке.

   Поединок начался не в пользу Мстислава. Но, будучи христианином, он обратился с молитвой к Богоро-
дице, пообещав поставить храм в ее честь в Тмутаракани, и одержал победу.

   Поэт-декабрист Кондратий Рылеев создал цикл исторических песен – «Думы», одну из которых посвятил
Мстиславу Удалому.

                             38
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44