Page 39 - Подвижные игры народов Урала
P. 39
СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
БОРЬБА
«В СХВАТКУ»
По правилам игры борцы схватывались «крест-на-
крест»: одна рука над, другая – под плечом противника –
и соединяли их на его спине. Такой захват сохранялся до
конца поединка. Побеждал тот, кому удавалось бросить
соперника на землю.
В некоторых случаях соперникам разрешались под-
ножки.
«НА ПОЯСАХ» («Көрәш» – татарская борьба на по-
ясах)
Соперники захватывали пояса друг друга «крест-на-
крест», как в борьбе «в схватку». Отпускать пояс не раз-
решалось. Побеждал тот, кому удавалось бросить сопер-
ника на землю.
«Удалые молодцы – добрые БОЙ НА КОНЯХ
борцы, а кто кого поборет Играющие делятся попарно. В паре – тот, кто сильнее (тяжелее), –
не в схватку, тому два яйца «конь», тот, кто легче, – «всадник». «Всадник» запрыгивает на спину
«коню», тот поддерживает его под колени. Борются два всадника на
всмятку». Лубок «конях»: они стараются побороть, опрокинуть соперника, стащить с
«коня». В поединке «кони» также принимают активное участие – толка-
ЗНАЕТЕ ются, нападают на «коня» другого всадника. Побеждает тот всадник, кто
ЛИ ВЫ, ЧТО... удержался на «коне».
В Древней Руси был обычай перед боем устраивать поединок двух воинов. Летописи сохранили предания
о Никите Кожемяке, Мстиславе Удалом, битве Пересвета с Челубеем. Поединок перед боем проходил с це-
лью избежать массового кровопролития.
Летописи сообщают, что в 1022 г. войска ясов и касогов сошлись в поле с дружиной Мстислава Тмутара-
канского. Яско-касожский вождь Редедя предложил Мстиславу не губить воинов, а решить спор в личном
поединке.
Поединок начался не в пользу Мстислава. Но, будучи христианином, он обратился с молитвой к Богоро-
дице, пообещав поставить храм в ее честь в Тмутаракани, и одержал победу.
Поэт-декабрист Кондратий Рылеев создал цикл исторических песен – «Думы», одну из которых посвятил
Мстиславу Удалому.
38