Page 99 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 99

седней Тюменской области или Владивостока) могла бы
принести позитивные плоды.

        Переоценка прежних принципов формирования
системы межнациональных отношений в стране, глубина
проблем, масштабность стоящих задач создают устойчивое
впечатление того, что российское общество и государство
сегодня вынуждены заново начинать искать подходы к
решению данных вопросов с нуля, с чистого листа.

        Но вот, что обращает на себя внимание. Межнацио-
нальные отношения (кроме того, что они могут быть пред-
метом теоретического осмысления, содержанием идеоло-
гии и объектом государственной политики) являются еще
и одной из сторон повседневной жизни социума, его быто-
вой культуры. По выражению Р. Абдулатипова, «дружбу
народов придумали не коммунисты».

        Отказ от прежней идеологии, изменение концепции
развития, думается, не в силах немедленно изменить саму
ткань той жизни, которая, как и общественное сознание,
обладает своей определенной логикой и инерцией движе-
ния. Случающиеся эксцессы и даже конфликты на межна-
циональной почве, скорее подтверждают то обстоятельст-
во, что внутри российского общества в целом сохраняются
ресурсы, позволяющие ему избегать самораспада, разрас-
тания подобных конфликтов, не скатываясь к гражданской
войне всех против всех.

        Следует предположить, что под покровом прежней
идеологии, параллельно с ней (нередко – вопреки ей) в
уральской общественной культуре выработались, продол-
жающие действовать, нормы общежития, культурно-
бытовые формы межкультурной, межнациональной ком-
муникации и свои механизмы регулирования межнацио-
нальных отношений. Их прочность объясняется тем, что
они укоренены не в официальной советской идеологии, а в
духовной культуре, народной морали, национально-

                                     98
   94   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104