Page 96 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 96
лективный опыт осуществления в западном мире политики
мультикультурализма как магистрального направления.
Но концепция и политика мультикультурализма не
лишены известных недостатков, которые являются обо-
ротной стороной его достоинств, проявляясь повсюду «в
возможной этнизации социальных отношений, институ-
ционализации культурных различий, непризнании либе-
рального принципа приоритета прав индивида <…>, куль-
тивируя повышенный интерес к культурам этнических
меньшинств, мультикультурализм абсолютизирует их спе-
цифику и устойчивость к изменениям»70.
На уральской почве реализация проводимой нацио-
нальной политики предполагает, по сути, что каждый жи-
тель края призван заново осознать принадлежность к своей
этнической группе, осмыслить самобытность и уникаль-
ность своей этнической культуры. Окружающая индивида
реальность должна, тем самым, приобрести вид этниче-
ской мозаики, складывающейся из по-своему тоже уни-
кальных культур других народов. Взаимное знакомство с
ними и их изучение, как предполагается, должны привести
к признанию их самоценности, равноправия и формирова-
нию на этой основе новой культуры этнической толерант-
ности в крае.
Политика «многокультурности» оказывается сведена
к одному из ее пониманий – феномену «этнокультурной
фрагментации» социума, отрицающего существование
культуры как явления, способного объединять разные нации
и этносы. Если вдуматься, подобная политика исходит из
представления об извечной разделенности разных народов.
Она конституирует параллельное сосуществование различ-
ных этнических групп как единственно возможный вариант
межэтнического мира, не предполагая возможности суще-
70 Волкова Т. П. Классические философские концепции мультикультурализма
и толерантности // Вестник МГТУ. – 2011. – Том 14. – № 2. – С. 259.
95