Page 97 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 97
ствования более тесных форм интеграции и единства раз-
личных народов.
Политика российского государства и региональных
властей, в известной степени, способствует усилению эт-
нического компонента в самосознании граждан, потому
хотя бы, что сам взгляд на природу этничности во многом
остается таким, каким он сложился еще в советской этно-
логии. По-прежнему и в массовом сознании, и в деятель-
ности органов власти всех уровней превалирует биосоци-
альный (примордиалистский) подход к пониманию этноса
как врождённого свойства человеческой идентичности.
Этносы рассматриваются как общности, чье возникнове-
ние определяется происхождением их членов, единством
их языка и психического склада, определяемых связью с
той или иной территорией. Примордиалисты считают, что
развитие этноса должно в итоге завершиться созданием
национального государства на базе определенной этниче-
ской культуры.
На самом деле, как стало очевидным в эпоху по-
стмодерна (когда этническая идентичность – как и другие
типы идентичности – во многом определяется процессом
рефлексивной самоактуализации индивида) этничность
далеко не столь устойчивый феномен, как это представля-
лось ранее. Сторонники получивших распространение в
последнее время инструменталистского и конструктивист-
ского подходов акцентируют внимание на том, что этнич-
ность не только наследуется индивидом и этнической
группой, но и конструируется ими в ходе социальной
практики, являясь продуктом представлений, вырабаты-
ваемых этнической интеллигенцией, моделирующей фор-
мирование этнической общности.
«Требование к гражданам самоопределиться в этни-
ческих категория сегодня (когда идентичности весьма пла-
стичны) – утопия. Не меньшая утопия – ожидать от этни-
96