Page 48 - Мурзин А. Э.«Уральская толерантность». Культура межнационального единства в регионе
P. 48

стности: в каждом ее фрагменте следовало искать отблеск
целого и, наоборот, уметь разглядеть целое как сложный
синтез частей.

        Стержнем единства, определявшим эту целост-
ность, выступал особый тип фольклорно-религиозного ми-
ропонимания, сложившийся на горнозаводском Урале. Об-
ладая таким представлением, исследователи получали
ключ к проникновению во внутренний мир уральских мас-
теров, шанс соприкоснуться с теми смыслами, которыми
они сами наделяли свои творения. Соответственно, ураль-
ская культура в целом могла начать раскрываться перед
учеными как бы изнутри, в своем потаенном духовном из-
мерении.

        Обратил внимание Богословский и на отличитель-
ные типологические черты «уральского мира», создав
предпосылки, позволяющие найти ему место в истории
культуры. Создание прочной основы, позволяющей срав-
нивать горнозаводский Урал с родственными явлениями в
мировой культуре, давала возможность по-настоящему
оценить его мировое значение и уникальность.

        Наконец, было найдено определение, которое могло
стать решающим для формирования образа всей уральской
истории, уральского самосознания. Видение Урала как го-
родской, «горнозаводской цивилизации» позволяла краю
глубже постичь и выразить свою сущность. При таких ус-
ловиях любая попытка определения перспектив развития
края не могла бы игнорировать закономерности его исто-
рического пути.

        Если бы программа П. С. Богословского успела
стать достоянием широкой общественности, направляю-
щим началом коллективных усилий уральских краеведов,
то без сомнения на качественно новый уровень поднялось
бы все ураловедение, перед которым возникали новые го-

                                     47
   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52   53