Page 119 - Советский миф в судьбе Урала
P. 119

коммуна «Гигант», объединивший крестьянство трех районов107
(другой распространенной на Урале формой коллективизации
стали коммуны, в которых «обобществление» доходило вплоть
до предметов личного пользования).

         Вот распространенный сюжет на тему того, как достига-
лись подобные рекорды. «…Ответственный секретарь райкома
ВКП(б), т.Щербаков, в декабре месяце 1929 года поехал в де-
ревню Курень проводить собрание по вопросу коллективизации,
взяв с собой агента уголовного розыска. Тов.Щербакова спроси-
ли: как быть, если никто не желает в коммуну? Ответил
т.Щербаков так: «Кто не вступит в коммуну, земли не дадут, все
отберут и пошлют в урман (лес)». Это вызвало шум среди жен-
щин, тогда т.Щербаков сказал агенту уголовного розыска соста-
вить протокол. После этого шум прекратился»108.

         Одновременно проходила, набиравшая обороты анти-
церковная кампания (не забудем, вторая пятилетка была офици-
ально объявлена «пятилеткой безбожия». Власть планировала,
что к 1936 году в стране не должно останется ни одного храма, а
слово «Бог» навсегда исчезнет из употребления)109. Служители
культа были приравнены к кулакам. В большинстве деревень
коллективизация начиналась с символического закрытия церк-
ви, снятия колокола и раскулачивания священника.

         Имевшиеся у крестьян иконы сжигались на кострах,
предметы культа, содержащие золото и серебро, передавались
Хозяйственному отделу ОГПУ, а антикварные вещи направля-
лись в Ленинград Всесоюзному объединению по экспорту и им-
порту «Антиквариат». Ковровые изделия и церковные облаче-

107 Еремин А.С. Коллективизация крестьянских хозяйств на Среднем
Урале (Ирбитский феномен). – Автореф… канд. ист. наук, – Екатерин-
бург, 1997. С.4.
108 Цит. по: А.Еремин, Г.Корнилов. Коллективизация ирбитского кре-
стьянства// Ирбитский край в истории России. – Екатеринбург: Изд-во
Урал-го госпедун-та. 1999. С.118.
109 К 1 апреля 1936 года в СССР осталось немногим больше четверти
от числа действовавших до революции православных храмов и меньше
трети мечетей. Хотя перепись населения 1937 года, позднее засекре-
ченная, показала 70% населения в стране составляли верующие.

                                            118
   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124