Page 97 - Очерки истории культуры Урала
P. 97

Рассказывают, что во время одного из таких нападений Илигею
явилась Божья Матерь, запретившая ему нападать на монахов.
Вняв Богородице, Илигей позволил жить монахам на своей земле и
в знак этого, рассказывают, подарил Далмату кольчугу и шлем.

    В Свердловском областном краеведческом музее хранятся
шлем и кольчуга, которые, по преданию, принадлежали Далмату.
Историки утверждают, что легенда о передаче Илигеем своих дос-
пехов Далмату могла появиться довольно поздно – во второй по-
ловине XVIII–XIX вв., во времена, когда оформлялся культ пра-
ведного Далмата. Подтверждение они находят в истории Русской
православной церкви, для которой было характерно использование
предметов вооружения в качестве реликвий чтимых святых-
воинов.

    «Вертикали» и «горизонтали» культурного мира
    Осваивая пространство Урала, человек в процессе своей дея-
тельности закреплял в архитектурной планировке поселений свое
представление о картине мира, наделяя его смыслами. В самом ак-
те создания городов можно обнаружить, как активная деятель-
ность человека создает рукотворный космос, как человек органи-
зует пространство своей жизни, наделяя его знаками и значениями.
Такое семантически окрашенное бытие нашло свое воплощение в
архитектуре осваиваемого края. Обживая территорию, человек, так
или иначе, получает систему ориентиров в пространстве. И чем
более культурно освоена местность, чем дольше на ней живут лю-
ди, тем более сложной будет пространственная организация.
    Вертикальная ось географического пространства Урала изна-
чально формировалась горами. Горизонтальная ось связана с
уральскими реками. Уральские реки становятся теми артериями,
по которым двигаются с запада на восток колонизаторы. В XIII в.
русские ратники проникают на Урал водным путем – с реки Выче-
гды на Каму и спускаются по ней до Волги. Чусовая в русских ле-
тописях упоминается впервые в XIV в. Не случайно и Ермак от-
правляется «воевать Сибирь» по Каме, Чусовой и Серебрянке.
    Именно эти составные элементы природного мира становятся
смыслообразующими в создании пространства культурного. В хо-
де колонизации происходило изменение природного ландшафта:
строительство крепостей и городов, распахивание земель и откры-
тие богатейших рудных месторождений. По сути, в природно-

                                                 96
   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102