Page 95 - Очерки истории культуры Урала
P. 95
ками. Можно выделить некоторые общие признаки в застройке,
планировке и композиции русских монастырей. Достаточно рано
на Руси сложилось представление о монастыре-крепости как цело-
стном ансамбле. Отчасти это было связано с символической трак-
товкой монастырского пространства.
В монастырский комплекс обычно наряду с культовыми вхо-
дили хозяйственные, жилые и оборонительные постройки. По ме-
ре роста монастыря в нем появлялось все больше специальных
служб – больниц, библиотек, иконописных мастерских, мельниц.
Монастырские стены должны были соответствовать всем тре-
бованиями фортификационного искусства. Крепостные башни вы-
полняли и оборонительную роль, и служили для хозяйственных
нужд. В них устраивались кладовые и мастерские. Башни могли
служить и въездными воротами в монастырь. Келейные корпуса
обычно располагались по периметру монастырских стен, образо-
вывая главный монастырский двор. В центре двора возводились
основные сооружения. Центральное место занимал монастырский
храм, возвышавшийся над всеми остальными постройками. Он
символизировал «око Божье». Вторым по значимости сооружени-
ем была трапезная – место для общего вкушения пищи, которая
ассоциировалась с Тайной вечерей. Обязательными элементами
монастырского комплекса были колокольня и звонница.
Самым первым на Урале был основан Чердынский Иоанно-
Богословский монастырь (1462). Он был приписан к Троице-
Сергиевой лавре. В коллекциях современных прикамских музеев
сохранились некоторые из предметов, находившихся в Иоанно-
Богословском монастыре: деревянные оконные рамы XVII в. со
слюдой в железных переплетах, многоцветные печные изразцы
местного производства начала XVIII в., образцы золотошвейного
искусства XVII–XVIII вв., резное кресло XVIII в. Из монастырских
построек до нас дошла каменная двухэтажная церковь Иоанна Бо-
гослова.
На восточном склоне Уральских гор первая обитель возникла в
1604 г. Это был Николаевский мужской монастырь в Верхотурье,
названный по церкви, посвященной Святителю Николаю. Жизнь
монастырской братии Николаевского монастыря мало чем отлича-
лась от жизни в других обителях: она проходила в молитвенном
подвиге и хозяйственных заботах.
94