Page 93 - Очерки истории культуры Урала
P. 93

слобода) основным была деревня, состоявшая из трех-пяти жилых
дворов.

    Этот период связан преимущественно с аграрным освоением
русскими Уральских земель. Земледельческие районы возникают
близ Тобольска, Верхотурья, Туры, Тюмени. Начинает осваиваться
Приуралье и Зауралье (Кунгурский край), появляются очаги зем-
леделия на Южном Урале.

    Крестьянская миграция способствовала распространению на
территории Урала русской народной культуры, прежде всего, в ее
бытовых проявлениях, формах трудовой деятельности, способах
землепользования. В среде поселенцев воспроизводится традици-
онная русская культура в ее северорусском варианте с характер-
ной для нее обрядово-праздничной стороной, фольклорным твор-
чеством.

    По мере освоения Урала русскими осуществлялась активная
христианизация края, поддерживаемая правительством. В целом
этот период связан преимущественно с аграрным освоением
уральских земель. В течение следующего столетия на осваиваемых
землях в среде русских поселенцев воспроизводится традиционная
культура в ее северорусском варианте.

    Одновременно привнесенная культурная традиция постепенно
адаптировалась к местным условиям. Стимулом к этому служло ее
тесное взаимодействие с культурами местных народов, а также на-
родов Среднего Поволжья: татар, марийцев, удмуртов, чувашей,
участвовавших (начиная с момента падения Казанского ханства) в
заселении Уральских земель.

    В XVIII в. продолжалось заселение и освоение края: Средний
Урал становится горнозаводским центром России. Благодаря соз-
данию военно-оборонительных линий начинается массовая коло-
низация Южного Урала. К середине XIX в. массовая колонизация
на Урале в основном была завершена.

    Христианизация края
    По мере освоения Урала русскими идет активная христианиза-
ция края, поддерживаемая правительством.
    В XIV в. распространителем христианства среди коми-зырян
был Стефан Пермский. С его именем связано создание первой аз-
буки коми-зырян, им были переведены на коми-зырянский язык
богослужебные книги, открыты школы по обучению грамоте. Тот
факт, что «крещение» коми-зырян было ненасильственным, не

                                                 92
   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98