Page 87 - Очерки истории культуры Урала
P. 87

происхождение от братьев Остьяса и Ошъяса, правивших народом
в мифические времена изобилия, когда «не нужно было ни пахать,
ни сеять». Особое место в мифологии коми уделяется культурному
герою – Кудым-ошу, первому кузнецу, который выступает также и
защитников своего народа.

    Мифы обских угров (народов ханты и манси) несколько отли-
чались от мифов коми. Согласно космогоническому мифу, земля
появилась среди первичного океана из ила, который вынесла в
клюве трижды нырявшая на дно гагара. В одном мифе гагару на
дно посылает прародитель всех богов Корс-Торум, в другом – Ну-
ми-Торум.

    По наиболее известному мифу творение человека приписыва-
ется Йоли-Торум-Шань, матери земли. В другом мифе говорится о
том, что люди были сотворены Нуми-Торумом: вначале из лист-
венных бревен получились существа, их назвали «менквы», затем
из сердцевины лиственницы были созданы мохнатые люди, кото-
рые впоследствии были уничтожены, наконец, появились настоя-
щие люди, сплетенные из тальника и обмазанные глиной. Соглас-
но мансийскому мифу землю первоначально населяли богатыри-
отыры, но за дерзость Нуми-Торум их уничтожил, послав пожар и
потоп, а сам стал отцом семи сыновей, от которых повели свой род
люди.

    Значительное место в мифологии народов финно-угорской
группы занимают элементы тотемистических верований, напри-
мер, культ медведя (ср.: среди найденных фигурок «пермского зве-
риного стиля» много изображений этого животного).

    Можно сказать, что представления народов, населявших Урал,
нашли свое отражение в развернутой мифологии. Мы видим, что в
мифологии народов Урала присутствуют основные группы мифов
(космогонические, антропогонические, мифы о героях), характер-
ные для первобытного сознания, но отличающиеся от них этниче-
скими особенностями.

    Мифология древних народов Урала зачастую выступает «клю-
чом», объясняющим как археологические находки, так и таинст-
венные обряды и праздники, бытовавшие прежде.

    Значение изучения культуры древнейших времен
    Уникальное местоположение Уральского хребта – между дву-
мя основными очагами мировых цивилизаций – Европой и Азией,

                                                 86
   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92