Page 72 - Очерки истории культуры Урала
P. 72

вут люди с козьими ногами, а за ними – другие, которые спят
шесть месяцев в году».

    Древние русичи также упоминали о «человецех незнаемых», ко-
торые населяли северные земли, подчеркивая необычный облик
этих людей, «живущих у подошвы высоких гор»: «по пуп люди
мохнаты до долу, а от пупа вверх – как и прочие человеци», «а коли
едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под
шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз»,
«живут в земле», «ходят по подземелью <…> день и нощь со ог-
ни»25.

    Многие из этих легенд поддаются реалистическому толкова-
нию: жизнь северных народов зимой отличалась тем, что они
скрывались в юртах, сообщавшихся ходами, вырытыми под сне-
гом; вид людей (мохнатые) объясняется меховой одеждой.

    Самое древнее упоминание об Уральских горах (их называли
«Камень») относят к 1096 г. Это легендарный рассказ о меновой
торговле древних новгородцев и северных жителей. Впоследствии
он вошел в «Повесть временных лет»:

    «Дивное чудо мы нашли, о котором не слыхивали раньше, а
идет этому уже третий год: есть горы, упирающиеся в луку мор-
скую, высотою как до неба, и в горох тех стоит крик великий и го-
вор, и кто-то сечет гору, желая высечься из нее; и в горе той про-
сечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но
показывают на железо и делают знак руками, прося железа; и если
кто даст им нож или секиру, они в обмен дают меха».

    Русичи, бывая на Северном Урале и в Зауралье, рассказывали о
чудесах, которые происходят в землях Югры и Самояди («как
спустится туча, и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто
только что народившиеся, и, выросши, расходятся по земле, а в
другой раз бывает другая туча, и из нее выпадают оленьцы ма-
ленькие и расходятся по земле»), о несметных богатствах той зем-
ли, где «боги из чистого золота» («при устье Оби в области Обдоре
стоит идол Золотая баба, или Золотая старуха. Это статуя в виде
старухи, которая держит в утробе сына, и уже виден там еще ребе-
нок, ее внук»), а одежа сплошь из «рухляди»- дорогих мехов
(«…платье носят соболие и рукавицы и ноговицы, а иного платия
у них нет»).

25 Предания и легенды Урала / Сост., вст. слово и комм. В.П, Кругляшовой. –
Свердловск, 1991. – С.9.

                                                 71
   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77